Rate this post

С появлением адмиралтейского якоря в истории якорей главным становится второе противоречие ? между удобством укладывания якоря на судне и его удерживающей силой. Рост водоизмещения, использование пара на флоте, механизация морских операций за счет применения палубных механизмов привели к уменьшению численности экипажа судов. В этих условиях ручной способ выбирания и постановки якорей (в частности, кабаляринг*)) становится очень затруднительным. Хотя адмиралтейский якорь имеет
большую держащую силу, как выяснилось, он не очень приспособлен к механизации ? рога, штоки мешают уборке по-походному якоря в клюз. Поэтому появляются якоря, у которых штоки съемные, а лапы имеют шарнир, что позволяет им вращаться в плоскости якоря, ? якорь Портера (1840 г.), разборной якорь Котсела (30-е годы XIX в.). Из предложенных конструкций получили распространение немногие, например якорь Тротмана (похож на якорь Портера). Вскоре, од-
нако, появляется принципиально новая конструкция Гаукинса (1822 г.), Мартина (1852 г.), Инглефильда (1891 г.) и многих других, в которой поворот лап осуществляется из плоскости якоря. Наибольшую популярность приобрел якорь Холла (1885?1891 гг.), предложенный английским инженером Холлом, в котором поворот лап происходит в поперечной плоскости (рис. 6.8). Адмиралтейство Англии в 1891 году провело испытания ряда якорей с поворотными лапами, в том числе Холла, Инглефильда, Байерса. Их отдавали с одного и того же судна поочередно, отмечая место падения на дно плавучим буем. После этого машина работала средним ходом в течение 20 минут, а водолаз наблюдал за поведением якоря. Лучше всех показал себя якорь Холла. Этот якорь и его модификации применяются и сегодня. Держащая сила этого и подобных ему якорей ниже, чем у адмиралтейского, но удобство укладки по-походному остается главным и решающим достоинством.

Уже в XX веке с ростом водоизмещения крупных и механизацией малых судов развитие судовых якорей снова определяет первое противоречие ? между держащей силой и массой.

Преодоление этого противоречия приводит к появлению якорей с повышенной держащей силой ? современных якорей Матросова, Данфорта, АС-14, Бадокс-стато, Пуланкер и др, (рис. 6.9, 6.10). Идет совершенствование формы якорей, направленное на улучшение входимости лап в грунт, увеличение массы грунта, увлекаемого якорем при его перемещении. Сохраняется и главное достоинство якоря Холла ?удобство втягивания в клюз. Ежегодно патентные ведомства стран мира регистрируют десят-
ки новых конструкций якорей. Укажем на принципиальную трудность оценки преимуществ той или иной конструкции. Дело в том, что “хороший” якорь ? это такой, который устойчиво держит на разных типах грунта: песке, иле, глине, гальке, камне и т. д. Кроме того, он должен не только хорошо держать, но и легко извлекаться из грунта при съемке с якоря. Совместить в одной конструкции эти, во многом противоречивые, требования очень трудно. Опытная оценка держащих свойств якорей затруднена, она требует больших затрат, специального судна и т. д. Следует указать еще и на наличие масштабного эффекта, в связи с чем относительная держащая сила якоря (на единицу его массы) с ростом его размеров падает, что усложняет сравнение якорей разных конструкций и разных масс.
Все это приводит к тому, что в мировой практике находят применение много различных типов якорей. Но совершенствование якорей не останавливается и в настоящее время. Для специальных случаев
появились якоря на новых принципах: взрывные, винтовые и др. Эти якоря не используются как становые судовые. В заключение укажем, что николаевский ЧСЗ являлся поставщиком якорей Холла, легких, адмиралтейских, АС-14 и других по широкой номенклатуре типоразмеров для всех судостроительных заводов СССР, а ПКБ “Прогресс” ? разработчиком государственных стандартов на эти якоря и другие и рабочих чертежей по ним.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий