Rate this post

Появление огнестрельного оружия сыграло революционную роль в развитии кораблестроения. Бомбарда (короткая железная кованая труба, наполненная порохом, с каменным ядром, вложенным в ее жерло) была первой пушкой, примененной в 1333 году в морском бою между испанскими маврами Севильи и Туниса (рис. 8.10?8.12). Затем для изготовления пушек стали применять литой металл (бронзу и чугун). С 1493 года каменные ядра заменили чугунными. Первые корабельные пушки имели небольшой калибр (50…160 мм), различную длину и вес выбрасываемого ядра. Некоторые данные о пушках того времени приведены в табл. 8.1. Малые пушки (пассавалянте) подвешивались на тросах и стреляли свинцовыми пулями. Были еще мелкие пушки на треногах ? аркебузы. Число пушек на некоторых нефах и каракках доходило до 200 и более. В XVI веке появились мортиры (франц. слово montier ?ступка). Это были короткие, большого калибра пушки, которые выбрасывали полые ядра, начиненные горючими веществами, или два ядра,  соединенные цепью для перебивания такелажа и снастей (книпель). Пушки того времени не стреляли дальше 120 м. 24-фунтовое ядро примерно соответствует 150-миллиметровому калибру пушки, а 36-фунтовое ?170-миллиметровому. Считается, что в начале XVI века французский кораблестроитель Демарж (Брест) предложил прорезать порты для артиллерийских орудий в бортах судов. До этого времени пушки ставили только на носу, в корме, на палубе и внутри надстройки. Изобретение орудийных портов позволило одновременно расположить большое число пушек увеличенного калибра на нескольких палубах. Вот пример разнообразия артиллерийского вооружения на военном корабле того времени. Каракка XVI века водоизмещением 500 т имела на вооружении пушки: на палубе ?две серпантины, две большие кулеврины и две бастарды; на полуюте ? две средние кулеврины, две малые серпантины (вес ядра 2,5 фунта), шесть фальконетов и 24 пассаволянте; по бортам и на возвышении вокруг мачты ? шесть камнеметов; на полубаке ? 24 пассаволянте; на марсах один средний и десять малых (вес пули ? 0,1 фунта) камнеметов. Общая тенденция тех времен ? рост размеров орудий и, следовательно, их массы, а также их количества ? непосредственно влияла на архитектурный облик военных кораблей. Необходимость разместить как можно больше пушек заставила устанавливать их не только на кормовой и носовой надстройках, на палубе вдоль борта, как на каракках, но и на промежуточных батарейных палубах. Пушки на верхних палубах своей тяжестью расшатывали набор и обшивку корабля, вызывая их преждевременное разрушение и износ, увеличение водотечности корпуса. Расположение тяжелых орудий на нижних палубах было благоприятным также с точки зрения обеспечения остойчивости, этого важнейшего мореходного качества. Отмеченная тенденция определила эволюцию больших судов: каракка ? галион ? линейный корабль.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий