Rate this post

1. Разновидность применяемых к судну санкций

В зависимости от результатов инспекции судну может быть предоставлена свободная практика (если несоответствий конвенционным требованиям не выявлено), либо к нему применяются санкции, имеющие главной целью устранение выявленных несоответствий с тем, чтобы исключить угрозу для безопасности плавания этого судна, его экипажа и окружающей среды.

В отношении судов, не выполняющих требований конвенций, существует несколько разновидностей санкций:

ограничение свободной практики – разрешение при определенных условиях на переход судна только до следующего порта захода;

приостановление производственных операций на судне в данном порту;

задержание судна в порту;

запрещение судну входить в порт или подходить к прибрежным терминалам, расположенным в зоне юрисдикции государства порта;

передача материалов о нарушении конвенционных требований в отношении сброса нефти или вредных жидких веществ государству флага или в судебные инстанции.

Ответственность за принятие тех или иных санкций несет государство порта.

Еще более сложным представляется случай, когда в порту инспекции устранить недостатки не представляется возможным, а сами недостатки из-за большого риска в отношении безопасности исключают получение разрешения выхода в море даже на разовый переход. Санкцией в отношении такого судна является по сути дела его задержание в порту до принятия индивидуального решения о его судьбе. Поэтому целесообразным шагом со стороны судового командования будет, на основе предварительного обсуждения возможных решений с инспектором и администрацией порта, вызов на место представителей судовладельца (в том числе и юриста, если нужно), официальных представителей государства флага (работников консульства) и представителей признанной организации, осуществляющей технический надзор за эксплуатацией судна.

2. Приостановление производственных операций

В результате инспекции могут быть выявлены несоответствия, не относящиеся к числу тех, что препятствуют выпуску судна в море, но становятся опасными при производстве каких-либо производственных операций в порту. К подобным несоответствиям могут относиться, например, невозможность обеспечения надлежащей работы или обслуживания технических средств, систем или механизмов для погрузо-разгрузочных работ, для зачистки и мойки танков и трюмов, для обеспечения нормального функционирования системы инертного газа, невозможность выполнения правил по приему и сбросу балласта, по сбросу остатков и мусора, невозможность выполнения правил перевозки опасных грузов и т.п. В качестве санкций к судну при обнаружении на нем упомянутых несоответствий портовые власти применяют запрещение выполнения операций до устранения недостатков. Эта санкция под названием «Приостановление производственных операций» фиксируется в столбце «Предпринятые действия» формы В, которая (совместно с формой А) вручается капитану после инспекции.

При применении санкции «Приостановление производственных операций» формально судно в порту не задерживается и может покинуть его, когда угодно. Однако, прекращение операций может не только значительно увеличить время пребывания судна в порту и привести к нарушению плана-графика его работы, но при выявлении крупных недостатков может быть поставлена под сомнение сама цель захода судна в порт. Под кажущейся «мягкостью» названия эта санкция имеет жесткую подоплеку – она практически равносильна задержанию судна до устранения недостатков.

3. Задержание судна

 

Этот вид санкции является основным в практике государственного контроля иностранных судов государством порта.

Согласно п. 1.6.3: «Процедур контроля…»

«Задержание: действия по вмешательству, предпринимаемые государством порта, когда состояние судна и его экипаж в существенной степени не отвечают применимым конвенциям, для обеспечения того, чтобы судно не уходило до тех пор, пока оно не сможет выйти в море, не представляя опасности для судна или находящихся на нем людей или не представляя чрезмерной угрозы причинения ущерба морской среде».

При внимательном чтении приведенного определения можно заметить, что, во-первых, данная санкция базируется на факте выявления в результате инспекции серьезных несоответствий конвенционным требованиям и на факте констатации опасности этих несоответствий для плавания, а целью санкции является принуждение судна провести профилактические мероприятия по уменьшению этой опасности.

Ответственность за обоснованность применения рассматриваемой санкции всецело остается за портовыми властями (в частности и главным образом – за инспектором); необоснованность ее применения дает судну право на формальное предъявление претензий и даже на требования о компенсационных возмещениях за ущерб, связанный с приостановлением деятельности судна и возможными расходами. Это обстоятельство всегда довлеет над инспектором и на судне его также полезно иногда учитывать.

Решение о применении санкции задержания должно быть зафиксировано в форме В донесения об инспекции, которая (совместно с формой А) вручается капитану. Но прежде чем информировать судовладельца о наложении санкций капитану целесообразно получить от инспектора все относящиеся к делу разъяснения и согласовать с ним характер действий (стремясь максимально снизить расходы, объемы, время и т.п.), необходимых для снятия санкций и приостановления судну свободной практики.

Инспектор обязан с пониманием отнестись к этому, как ему это четко предписывается (п. 2.6.8 резолюции A.787)

«Поскольку задержание судна является серьезной проблемой, затрагивающей многие вопросы, для инспектора может быть весьма полезным действовать с другими заинтересованными сторонами. Например, сотрудник может предложить представителям судовладельца дать предложения об исправлении ситуации. Инспектор может также рассмотреть вопрос о сотрудничестве с представителями или признанными организациями Администрации государства флага, ответственными за выдачу соответствующих свидетельств, и проведении с ними консультаций относительно их согласия с предложениями судовладельца и их возможных дополнительных требований. Без какого-либо ограничения полномочий инспектора привлечение других сторон может привести к повышению безопасности судна, избежать последующих споров, относящихся к обстоятельствам задержания, и оказаться полезным в случае разбирательства, касающегося «необоснованной отсрочкой отхода судна…».

4. Запрещение судну на заход в порт

При осуществлении деятельности портового контроля имеют место случаи, когда государство порта не разрешает иностранному судну заход в порт или подход к прибрежным терминалам, находящимся под юрисдикцией этого государства порта. Такие санкции, в прошлом достаточно редкие, в настоящее время практикуются с возрастающей частотой и, как правило, относятся к судам, техническое состояние которых в значительной степени не соответствует конвенционным требованиям и, по мнению властей, эксплуатационные операции с такими судами (с учетом находящегося на них груза) в порту или у терминалов, будут представлять реальную опасность для порта (терминала) и их акваторий.

О запрещении судну захода в порт портовые власти обязаны уведомить капитана, указав причины запрещения и другие обстоятельства. В свою очередь, капитану следует немедленно связаться с судовладельцем (оператором, фрахтователем) и ожидать распоряжений о дальнейших действиях.

5. Санкции к судну, нарушившему правила Конвенции МАРПОЛ в отношении сброса

Выявлены несоответствия конвенционным требованиям, но факт нарушения правил сброса не подтвердился. Капитану вручаются копии форм А и В, судно объявляется задержанным до устранения недостатков.

В результате инспекции несоответствий не выявлено, однако факт сброса в море нефти или вредных жидких веществ подтвердился; капитану вручаются копия формы А и копия формата о нарушении МАРПОЛ с прилагаемыми документами. Одновременно материалы расследования направляются государству флага судна для судебного разбирательства по законам этой страны, либо, если сброс был произведен в водах государства порта, материалы расследования могут быть направлены в судебные органы государства порта. Действия судна должны состоять в немедленном извещении о случившемся судовладельца (оператора, фрахтователя) для своевременного подключения к разбирательству юристов компании, а также в изысканиях обстоятельств, смягчающих или исключающих вину судна. Санкции в отношении судна нарушителя определяет суд.

Выявлены несоответствия конвенционным требованиям и подтвержден факт нарушения правил в отношении сброса. Капитану вручаются копии всех материалов (формы А и В, формат расследования с приложениями), судно объявляется задержанным до устранения недостатков, материалы по расследованию сброса передаются (как указано выше) в судебные органы.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий