Заказать написание учебной работы у преподавателя по Судовождению
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь
Rate this post

Для возможности выполнения грузовых операций при ветре и волнении применяется постановка судов на шпринг. В этом случае грузовые работы проводят с одного (подветренного) борта. При внезапном ухудшении погоды, когда возникает необходимость поднять на борт плавсредства или обеспечить более благоприятное проведение завершающихся грузовых работ на одном борту судна, осуществляют его разворот с целью прикрытия плавсредств.

Маневрирование необходимо выполнять после проведения всех подготовительных работ по съемке судна с якоря и при обязательном присутствии на баке опытного помощника капитана. Плавсредства отводят от концевых трюмов к средней части судна. Грузовые операции временно приостанавливают. На плавсредства подают дополнительные швартовные концы.

Когда судно, придя на линию ветра, начнет зарыскивать в сторону отданного якоря, машине дают самый малый ход вперед и перекладывают руль в сторону движения. В дальнейшем судно с помощью машины и руля удерживают в таком положении, чтобы угол между диаметральной плоскостью и направлением ветра был 40— 60°, а якорная цепь не испытывала бы сильных рывков, и продолжают грузовые операции или осуществляют подъем плавсредств с подветренного борта.

Способы крепления плавсредств у оконечностей судна. При рейдовых грузовых операциях большое значение имеет выбор способа крепления плавсредств у оконечностей судна.

Развал бортов судна в носовой части и кормовой подзор не дают возможности нормально проводить грузовые операции уже при незначительном волнении моря. Швартовные тросы, идущие круто вверх с баржи на палубу судна, испытывают резкие рывки при неустойчивом состоянии плавсредств во время волнения или ветра. Усилия рывков порой достигают таких значений, что происходят повреждение корпуса судна или баржи и обрыв швартовных тросов.

Наиболее распространеным способом заведения швартовного конца с баржи, стоящей у носовой оконечности судна, является подача его таким образом, чтобы он огибал носовую часть судна и крепился на его противоположном борту. Однако когда этот вариант крепления троса не дает нужных результатов, а плавсредство испытывает значительную качку на волне, можно воспользоваться неотданным якорем судна, положив его брашпилем на грунт.

Носовой швартовный конец баржи заводят дуплинем за якорную цепь и затем потравливают до тех пор, пока плавсредство не выйдет в необходимое место под бортом судна. Этим достигается то, что баржа становится вразрез волне, что исключает рывки в швартовном устройстве. Иногда для крепления швартовных тросов баржи в носовой части судна заводят подкильный конец.

Крепление баржи за якорную цепь судна
Крепление баржи за якорную цепь судна

Широкое применение при рейдовых стоянках плавсредств у борта судна получили швартовные тросы со вставками из синтетического троса, которые играют роль амортизаторов при рывках. Такие тросыпружины способны удерживать груженые плавсредства на волне, воспринимая значительные динамические усилия.

Стоянка плавсредств у кормового подзора судна затрудняется с наступлением свежей погоды, и уже при незначительном волнении моря нужно прекращать грузовые операции, если не приняты необходимые срочные меры. Удобным вариантом для нормальной работы самоходных барж является их установка кормой против волны с одновременным удлинением швартовных тросов. Это объясняется тем, что более обтекаемая форма их кормы создает меньшее сопротивление волне. Средством, предотвращающим повреждение судна и плавсредства, является прекращение грузовых операций в кормовых трюмах и перевод плавсредств в среднюю часть судна или на бакштов.

При длительном воздействии умеренного ветра и волнения, когда грузовые операции все же необходимо проводить, можно воспользоваться вспомогательным якорем. Опущенный с кормы судна до грунта на прочном тросе, он будет служить хорошим амортизирующим устройством для заведения за него швартовных тросов плавсредства. Целесообразно одновременно с использованием этого устройства применять постановку самоходных барж кормой на ветер и волну. Некоторые современные суда уже имеют стационарные кормовые якоря, и, следовательно, их использование в условиях открытого рейда всегда имеет смысл.
Подход, отход, а также стоянка плавсредств у кормовых трюмов всегда связаны с риском повреждения винто-рулевого комплекса судна. Эта опасность тем больше, чем меньше судно загружено. Обеспечение безопасности достигается путем использования искусственных ограждений в виде брусьев (бревен), подвешенных на тросах с обоих бортов у оконечностей судна. Ночью такое устройство должно освещаться люстрой.

Дежурство катеров. При проведении грузовых операций на рейде с помощью несамоходных плавсредств предусматривается наличие дежурного катера у борта судна на случай внезапного усиления ветра, волнения или вынужденной срочной съемки с якоря. Оборачиваемость плавсредств регулируется таким образом, чтобы один катер был всегда в готовности у борта судна. Обычно катер  отстаивается, швартуясь к плавсредствам или на бакштове у судна. Если такая постановка по каким-либо причинам невозможна то он выходит на ветер и ложится в дрейф, всегда готовый по сигналу с судна подойти к его борту и отвести к берегу либо поставить на  якорь несамоходные плавсредства.

Проводка самоходных барж в условиях ограниченной видимости. Грузовые операции на открытых рейдах нередко проводят в условиях ограниченной видимости. Проводка плавсредств от судна до берега и обратно в этих условиях может осуществляться с помощью судового радиолокатора и УКВ радиостанции.

Перед отходом самоходной баржи от борта судна ее старшина получает на судне кальку, снятую с карты района стоянки судна на которой проложены курсы в направлении места выгрузки на берегу. Сличают показания компасов баржи и судна и рассчитывают ее курс отхода по компасу баржи. Уточняют порядок двусторонней радиосвязи во время движения и на время нахождения ее у берега под грузовыми операциями. Устанавливают звуковые сигналы на случай потери связи по радио. Радиолокатор судна ориентируют «по норду». Визир экрана радиолокатора заранее устанавливают по пеленгу, ведущему баржу к месту выгрузки, и в дальнейшем движение баржи контролируют относительно него.

С первых минут отхода баржи от борта судна наблюдение ведут на шкале крупного масштаба для захвата цели и ориентации ее по курсу движения баржи. Убедившись, что баржа правильно следует в заданном направлении, радиолокатор переключают на шкалу более мелкого масштаба с тем, чтобы на экране была видна береговая черта. Информацию о движении передают старшине с судна по радио.

В случае внезапного прекращения связи по радио старшина баржи обязан немедленно остановить движение и следить за звуковыми сигналами, которые начнет подавать судно, и при дальнейшем движении руководствоваться ими. Когда баржи отстаиваются у берега, старшины барж выходят на связь с судном по радио по расписанию и начинают движение в сторону судна только после получения с  судна разрешения.

При движении баржи к судну рекомендуется включать на судне интенсивное освещение и прожектор, луч которого направлять вверх. Это помогает старшине баржи лучше ориентироваться на обратном пути.

Обеспечение безопасности плавсредств при наступлении штормовой погоды. При наступлении штормовой погоды грузовые операции на открытых рейдах прекращают. Баржи либо поднимают на борт судна, либо отводят в укрытие. Если это выполнить не  представляется возможным, то их ставят на якорь или бакштов. Постановка на якорь осуществляется только в крайних случаях и при соответствии глубин длине якорных цепей.

Наиболее безопасной стоянкой баржи во время штормовой погоды является стоянка за кормой судна на бакштове. Баржи ставят на бакштов только после задраивания на них всех люков, дверей, иллюминаторов и снятия с них на борт судна людей.

В качестве бакштова используют судовые тросы большой прочности. При усилении ветра и волнения, когда дальнейшая стоянка на якоре для судна невозможна, оно снимается с якоря и малым ходом буксирует за собой баржи.

Внезапное наступление штормовой погоды заставляет иногда от водить самоходные баржи к берегу. В этом случае они следуют к берегу с максимальной скоростью. При подходе к берегу старшина баржи ориентирует ее так, чтобы диаметральная плоскость была перпендикулярна береговой полосе. Баржа на полном ходу выскакивает носовой частью на берег. Если позволяют глубины, то двигатель продолжает работать до того момента, пока подошедший трактор не начнет вытаскивать баржу на берег. Если нет тракторов или вытащить баржу на берег невозможно, ее носовую часть раскрепляют швартовными концами, крепя их за валуны, деревья, строения на берегу. По мере того как баржу будет забрасывать волной все дальше и дальше на берег, швартовные тросы следует подбирать втугую.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий