Rate this post

В тайм-чартерах обычно содержатся положения, оговаривающие условия возврата судна по окончании периода действия чартера. В чартерах НАЙП и Асбатайм в п. 4 говорится, что «… плата продолжает выплачиваться судовладельцам до дня и часа возврата судна из тайм-чартера в таком же хорошем состоянии, в каком оно было получено, исключая естественный износ…».В п". 7 чартера Балтайм и в п. 8 чартера Лайнертайм говорится, что «судно должно быть возвращено из тайм-чартера по истечении срока действия данного чартера в таком же хорошем состоянии, в каком оно было сдано фрахтователям (исключая естественный износ),… если судно направлено в рейс, при выполнении которого предусмотренный период действия тайм-чартера окажется превышенным, фрахтователи имеют право использовать судно для завершения этого рейса, если разумный подсчет позволил установить, что выполнение рейса допускает возврат судна из тайм-чартера примерно в период времени, определенный как время истечения срока действия чартера, но любое время нахождения судна в тайм-чартере сверх обусловленного срока оплачивается фрахтователями по рыночной ставке, если она выше ставки, оговоренной в данном чартере». Согласно всем четырем чартерам, фрахтователи обязаны возвратить судно в хорошем состоянии, исключая естественный износ. Возникает в связи с этим вопрос, за какие повреждения фрахтователи несут ответственность, если судно возвращено в поврежденном состоянии? Формулировка пунктов о возврате судна может быть истолкована как возлагающая на фрахтователя обязанность оплатить все повреждения. Независимо от того, были ли эти повреждения причинены в результате нарушения обязательства по чартеру или нет, если только повреждения не могут рассматриваться как «естественный износ». Такое толкование, по- видимому, будет идти вразрез с обязанностями судовладельцев поддерживать судно в полностью пригодном к эксплуатации состоянии (п 1 чартеров НАЙП и Асбатайм, п. 3 чартера Балтайм, п. 4 чартера Лайнертайм). Судовладельцы обязаны устранять повреждения, которые возникли в период действия чартера, а фрахтователи должны оплачивать стоимость устранения повреждений, вызванных нарушением обязательства по чартеру Условия чартера о возрасте судна понимаются американской практикой как позволяющие судовладельцам получить плату за пользование судном в течение времени зачистки судна или его фумигации, проводимых в целях его возвращения в таком же хорошем состоянии, в каком оно было сдано. Когда истекает срок действия чартера — это зависит от условий чартера. Если чартер заключен на определенный период, например, «шесть месяцев», то судебная практика многих стран, в том числе суды Великобритании и США, исходит из разумных пределов. Ведь невозможно точно подсчитать дату завершения последнего рейса. По этому фрахтователь вправе направить судно в последний рейс, продолжительность которого может немного выходить за пределы указанного срока. Если в чартере прямо или косвенно предусмотрено, что не допускаются никакие отклонения, фрахтователь должен обеспечить, чтобы судно было возвращено в установленный срок. В чартере может быть прямо предусмотрено, каким является допустимый предел, например, «шесть месяцев плюс-минус двадцать дней». В таком случае фрахтователь также должен обеспечить, чтобы судно было возвращено в рамках допустимого предела. Таким образом, если судно направлено в последний рейс законно, то есть в рейс, который, как можно разумно ожидать, завершится к концу срока действия чартера, и если «судно впоследствии задерживается по причинам, за которые ни одна из сторон ответственности не несет, чартер считается действующим до конца этого рейса, даже если он выходит за пределы срока действия чартера. Оплата за судно производится по ставкам, указанным в чартере, до момента возврата судна, даже если рыночные ставки поднялись или понизились» (The Dione). В то же время, если фрахтователь отправляет судно в последний рейс незаконно, то есть этот рейс не может завершиться до истечения срока действия чартера, то судовладелец вправе отклонить это указание и потребовать нового указания на последний рейс на законных основаниях. Если фрахтователь отказывается сделать это, то судовладелец может вос- принимать его поведение как нарушение основных положений контракта и предъявить иск о возмещении убытков. Если судовладелец не возражает против такого указания и разрешает незаконный последний рейс, то он вправе получить плату по ставкам, оговоренным в чартере, до конца срока действия чартера и по рыночным ставкам за остальной период, если рыночные ставки поднялись выше ставок, оговоренных в чартере (The Dione). В чартерах НАЙП и Асбатайм нет никаких конкретных положений, касающихся последнего рейса. В чартерах Балтайм и Лайнер-тайм фрахтователям предоставляется право завершить этот рейс. Однако они должны платить по рыночным ставкам, если они превышают ставки, оговоренные в чартере, за любое время после истечения срока действия чартера. Вопрос о толковании и применении этого положения в чартерах Балтайм и Лайнертайм, видимо, не урегулирован. В деле The Johny судья заявил, что этот пункт был включен в целях избежания споров о том, является ли последний рейс законным, или же относительно допустимого отклонения. Однако судья апелляционного суда в своем особом мнении отметил, что этот пункт применяется лишь к последнему законному рейсу. Этот пункт, сказал он, «применяется лишь в. случае небольшой просрочки. Фрахтователь имеет право послать судно в последний рейс, если разумный подсчет позволит установить, что выполнение рейса допускает возврат судна «примерно» к концу (срока действия чартера). Я думаю, «примерно» означает лишь два-три дня. Однако он не имеет права посылать судно в последний рейс, если оно может опоздать больше, чем на два-три дня». В то же время в деле Hector SS. Co. v. Sovfracht было решено, что положение чартеров Балтайм и Лайнертайм не применяется в отношении законного последнего рейса. В этом деле ссылка на последний абзац пункта в проформе Балтайм была исключена. Текст стал выглядеть следующим образом: «Если судно направлено в рейс, при выполнении которого предусмотренный срок действия тайм-чартера окажется превышенным, фрахтователи имеют право использовать судно для завершения этого рейса, но любое время нахождения судна в тайм-чартере сверх обусловленного срока оплачивается фрахтователями по рыночной ставке, если она выше ставки, оговоренной в данном чартере». Судья высказал мнение, что этот пункт «относится лишь к тому, что ex necessitate является нарушением, а именно, направление в рейс, указания о котором фрахтователь делать не имеет права». Судно было направлено в рейс, который на основании разумного подсчета должен был завершиться до истечения срока действия чартера. Однако из-за обстоятельств, за которые фрахтователи не несли ответственности, судно было возвращено по прошествии длительного времени после истечения срока действия чартера. Было решено, что фрахтователи не нарушили чартер, направив судно в такой рейс. Таким образом, этот пункт не применялся, а фрахтователи обязаны были оплатить фрахт по договорной цене до возврата судна, а не по более высокой рыночной цене за дополнительный период.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий