Rate this post

Пассажир — это лицо, являющееся стороной в договоре морской перевозке пассажира. Выданный пассажиру билет (или приравненный к нему заменитель) служит доказательством заключения договора перевозки Ответственность перевозчика за причинение смерти или повреждение здоровья пассажира определяется в соответствии со ст. 77 Основ гражданского законодательства (ст. 174 КТМ).В ней предусмотрено, что «ответственность перевозчика за причинение смерти или повреждение здоровья пассажира определяется по правилам главы 12 настоящего раздела, если законом не предусмотрена повышенная ответственность». Таким образом, ст. 174 КТМ распространяет на морского перевозчика общие положения гражданского права об ответственности за вред вследствие причинения смерти или повреждения здоровья гражданина Ранее указывалось, что морское судно есть источник повышенной опасности. Поэтому перевозчик отвечает перед пассажиром за повреждение его здоровья и перед членами семьи погибшего пассажира за смерть кормильца по правилам ст. 454 ГК РСФСР независимо от своей вины, то есть за случайное причинение. Ответственность независимо от вины не означает, что причинитель вреда должен действовать только невиновно. Речь идет о другом: причинитель вреда в указанных случаях должен возместить вред в полном объеме как при виновном, так и при невиновном характере его поведения. При возмещении вреда следует поэтому руководствоваться правилами, закрепленными в ст. 88—94 Основ гражданского законодательства и соответствующими статьями республиканских кодексов (ст. 444—471 ГК РСФСР). О них говорилось в §§ 1 и 2 настоящей главы. В случае причинения вреда здоровью при перевозке гражданина, не имеющего билета, он не имеет права на страховое возмещение как пассажир. Может лишь рассчитывать на возмещение ущерба из внедоговорных оснований (ст. 444—474 ГК РСФСР). В ч. 2 ст. 174 КТМ предусматривается применение международных соглашений, участником которых является СССР. В настоящее время договором является Афинская конвенция о перевозке пассажиров и их багажа морем. Принята в Афинах 13 декабря 1974 года. Применяется к международным перевозкам, то есть перевозкам между портами разных государств, а также в перевозке между портами одного государства, если согласно договору перевозки или предусмотренному рейсу, судно зашло в иностранный порт. Перевозчик отвечает за ущерб, причиненный в результате смерти пассажира или нанесение ему телесных повреждений (а также в результате утраты или повреждения багажа), если они явились следствием вины перевозчика, его служащих или агентов. Бремя доказывания ущерба возлагается на истца. Исключением служат случаи причинения смерти или телесных по- вреждений пассажира, если они произошли в результате или в связи с кораблекрушением, столкновением, посадкой на мель, взрывом, пожаром либо недостатками судна. В таких случаях действует презумпция вины перевозчика. В англо-американском праве под пассажиром понимается любое лицо, совершающее поездку на транспорте на основании выраженного или подразумеваемого договора с перевозчиком за обусловленную плату. Плата может вноситься не только самим пассажиром, но и другими лицами. Например, возвращающиеся в свою страну на другом судне моряки, считаются пассажирами, хотя их проезд оплачивается судовладельцем. На пассажиров не распространяется упомянутая абсолютная (не зависящая от наличия вины) гарантия мореходности, действующая между судовладельцем и членами экипажа. Допускается конкуренция исков: пассажир может предъявить иск за причиненный ему вред как на основании ненадлежащего исполнения договорного обязательства, так и на основе норм деликтного права, основанных на базе вины перевозчика или судовладельца. Судовладелец обязан обеспечить безопасную перевозку пассажиров, включая безопасную посадку, доставку в порт назначения и высадку. В рейсе капитан и экипаж обязаны осуществлять судовождение и управление судном с предельной степенью компетентности. Практически любое упущение может повлечь ответственность судовладельца за вред, причиненный пассажирам. Морской перевозчик не освобождается от ответственности за вред, причиненный пассажирам вследствие навигационной ошибки, как это имеет место по отношению к грузу. Медицинская помощь должна быть обеспечена пассажирам наравне с членами экипажа. На судне, перевозящем более 50 пассажиров, должен быть врач. Судовладелец обязан проявить заботу о наличии врача достаточно высокой квалификации. Ранее судовладелец не отвечал за профессиональную деятельность врача. В последнее время судебная практика за рубежом расценивает врача как служащего судовладельца с вытекающей отсюда ответственностью последнего за исполнение врачом своих трудовых обязанностей, включая правильную диагностику и лечение. Другими словами, перевозчик должен проявить высокую степень заботливости о пассажире. Эта его обязанность не адекватна, однако, строгой или абсолютной ответственности. При отсутствии вины вред, причиненный пассажиру, возмещению не подлежит. Если вина за наступивший вред полностью лежит на пассажире, то перевозчик освобождается от ответственности, а при смешанной вине ответственность распределяется пропорционально. В случае безбилетных пассажиров или других лиц, находящихся на судне без каких-либо законных оснований, гражданская ответственность перед ними наступает только в случае причинения им вреда умышленного или по грубой неосторожности.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий