Rate this post

Тайм-чартер обычно включает условие о компенсации. Оно позволяет судовладельцу возбуждать иск против фрахтователей за ущерб, причиненный тем, что капитан выполнил указания фрахтователей. Пункт 9 Балтайма гласит: «Капитан обязан выполнять указания фрахтователей по вопросам эксплуатации, агентирования и другим вопросам. Фрахтователи освобождают судовладельцев от ответственности за последствия и ответственности, возникающей в связи с подписанием капитаном, администрацией судна или агентами коносаментов, либо иных документов, или же в ином отношении в связи с выполнением подобных указаний…».В пункте 12 Лайнертайма принят другой подход. Предусматривается, что «если по какой-либо причине судовладельцы или фрахтователи обязаны оплатить любые претензии, таможенные или иные штрафы или санкции, за которые несет ответственность другая сторона…, то эта сторона согласна возместить судовладельцам или фрахтователям, в зависимости от обстоятельств, все убытки, ущерб или расходы, возникшие вследствие таких претензий…» В пункте 8 проформы Асбатайм говорится: «Капитан (хотя и назначенный судовладельцами) выполняет приказы и указания фрахтователей в отношении найма и агентирования:… и фрахтователи освобождают владельцев от всех последствий или ответственности, которая может возникнуть в результате любого несоответствия между данным чартером и любым коносаментом или накладными, подписанными фрахтователями или их агентами или капитаном по их требованию». В проформе НАЙП нет ясно выраженного положения о компенсации. При отсутствии ясно выраженных положений в чартере этот вопрос рассматривается в соответствии с национальным правом. Например, по английскому праву компенсация может полагаться при условии, что действия капитана по выполнению указания фрахтователей не выглядят явно незаконными. В деле Telfair Shipping Corporation v. Inersea Carriers (The Caroline P.) судно было зафрахтовано по чартеру проформы НАЙП. Судовладельцы были признаны ответственными перед получателями грузов в соответствии с коносаментом за утрату и повреждение груза вследствие его плохой укладки. Чартером такая ответственность судовладельцев не предусматривалась. По иску против фрахтователей английский суд решил, что коносаменты налагают на судовладельцев более обременительные обязательства, чем те, которые указаны в чартере. И хотя чартер не содержит ясно выраженного положения о компенсации, судовладельцы имеют право на получение подразумеваемой компенсации, которая освобождает их от последствий подписания капитаном коносамента, и такая компенсация не приобрела исковой силы до тех пор, пока в возможно кратчайшие сроки ответственность судовладельцев перед получателями не была подтверждена судом. Таким образом, по английскому праву подразумеваемая в чартере компенсация или явно выраженная в нем компенсация дает судовладельцам право требовать компенсации ущерба от фрахтователей, которые представляют капитану для подписания коносаменты, налагающие большую ответственность на судовладельцев, чем та, которую они взяли на себя по чартеру, если судовладельцы признаны ответственными по коносаменту перед его держателями. Такая компенсация, по-видимому, не разрешена в некоторых правовых системах в тех случаях, когда из самого закона возникает более высокая ответственность. Так комментаторы норвежского морского кодекса утверждают: «… если перевозчик признан получателем ответственным в соответствии с обязательными правилами, применимыми к коносаментам, перевозчик не имеет права на компенсацию ущерба фрахтователем даже в том случае, если ответственность перевозчика была действенным образом исключена по условиям чартера». Английские суды рассматривают условия о компенсации как охватывающие только те убытки, которые непосредственно вытекают из указаний фрахтователя. Ибо, «если совершается какой-либо акт небрежности или происходит какая-либо морская авария, то цепочка причинных связей нарушается и компенсация не предусматривается».Пределы защиты судовладельцев с помощью таких условий пока еще всесторонне не разработаны в решениях судов. Поэтому и в отношении прямой, ив отношении подразумеваемой компенсации по тайм-чартерам существует неопределенность.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий