Rate this post

В линейном судоходстве договор морской перевозки оформляется коносаментом (B/L). В зависимости от варианта перевозки используются различные типы B/L:

1. Прямой или морской. Это B/L, по которому судовладелец обязуется доставить груз на поименованном судне от порта отправления до порта назначения.

2 Сквозной (throught B/L). Этот коносамент океанский перевозчик оформляет в том случае, если порт погрузки и/или порт выгрузки не обслуживается судами его линии, для перевозки груза между таким портом и базовым портом линии океанский перевозчик заключает договор с местной (локальной) линией. Океанский перевозчик издает коносамент, в котором указываются первоначальный порт погрузки и конечный порт назначения, а также порт перевалки с морского на океанское судно. Этот коносамент является товарораспорядительным документом (negotiable). Фидерный перевозчик на свой участок доставки выписывает локальный B/L, который не является negotiable и выполняет функции только морской накладной и договора, определяющего его отношения с океанским перевозчиком.

Ответственность океанского и фидерного перевозчика за выполнение условий договора перевозки в ст. 174 КТМ РФ определяется следующим образом. В случае если перевозчик выдает сквозной коносамент, которым предусматривается, что часть перевозки груза должна осуществляться не перевозчиком, а другим лицом, сквозным коносаментом может быть предусмотрено, что перевозчик не несет ответственности за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки, вызванные обстоятельствами, имевшими место в то время, когда груз находился в ведении другого лица при осуществлении им части перевозки груза. Обязанность доказывания того, что утрата или повреждение принятого для перевозки груза либо просрочка его доставки вызваны такими обстоятельствами, лежит на океанском перевозчике.

Лицо, осуществляющее часть перевозки груза, несет ответственность за утрату или повреждение принятого им для перевозки груза либо за просрочку его доставки, вызванные обстоятельствами, которые имели место во время нахождения груза в его ведении, в соответствии с правилами, установленными законом об ответственности перевозчика.

Если же в сквозном коносаменте не предусмотрена ответственность фидерного перевозчика, то океанский перевозчик несет ответственность на всем пути доставки груза, но сохраняет право на регрессный иск к виновной стороне. Однако реализация этого права иногда бывает затруднена из-за неправильного оформления фидерного коносамента, когда в нем в качестве отправителя и получателя груза указываются не агенты океанского перевозчика, а те же юридические лица, что и в океанском коносаменте. В этом случае у океанского перевозчика Могут быть проблемы с доказательством того, что он является надлежащим истцом.

Грузовладелец выплачивает океанскому перевозчику, выдавшему B/L, всю сумму провозной платы от порта отправления до порта назначения. Распределение ее между океанским и морским перевозчиком производится по соглашению сторон, без участия грузовладельца. B/L выписывается на доставку груза от первого порта погрузки до конечного порта назначения, и грузовладелец полностью освобождается от организации и контроля перевозки и перевалки груза на всем пути следования. Широкое распространение перевозки по сквозному коносаменту получили после появления океанских контейнерных линий с использованием крупнотоннажных судов и сети фидерных линий.

3. Комбинированный транспортный документ, или мультимодальный B/L. Он оформляется на доставку груза от пункта отправления до пункта назначения с использованием нескольких видов транспорта, включая морской. Этот документ выдается оператором мультимодальной перевозки, в качестве которого выступает морская, автотранспортная или железнодорожная компании либо экспедитор. Оператор мультимодальной перевозки единолично несет ответственность перед грузовладельцем на всем пути следования груза, однако пределы его ответственности (ограничения) зависят от того, на каком виде транспорта произошло повреждение, гибель груза — так называемый принцип «сетевой ответственности». Разновидностью комбинированного B/L является мультимодальный экспедиторский коносамент, разработанный FIATA. Такой коносамент выпускает экспедиторская компания, которая выступает перед грузоотправителем как перевозчик по договору и заключает договор на перевозку с фактическими перевозчиками.

4. Delivery orders. В тарифах линейных компаний установлена минимальная сумма фрахта по B/L., которая оплачивается в случае отправки малых партий груза. Эта величина определяется исходя из суммы расходов и рисков судовладельца, не зависящих от размера партии груза: оформление документов, оплата некоторых видов сборов и пошлин, сепарация отдельных грузовых партий, их маркировка, риск смещения различных партий груза и т. п. для сокращения соответствующих расходов грузоотправителя экспедиторы или агенты линии в порту отправления оформляют перевозку нескольких отдельных партий по одному B/L. В качестве отправителя в таком B/L указывается экспедитор или агент, а действительным отправителям выдаются delivery orders — поручение агенту линии в порту назначения выдать со склада определенную часть груза по данному B/L. Такая система позволяет грузовладельцу сократить транспортные расходы, а судовладельцу — уменьшить количество B/L на борту судна, упростить прием и сдачу груза.

Экспедитор или агент получают вознаграждение в размере до 50% разницы между минимальной суммой B/L и суммой фрахта за перевозку груза по обычной ставке тарифа.

Контейнеризация перевозок, стремление перевозить в контейнерах также такие партии грузов, которые меньше (иногда значительно меньше) вместимости контейнеров, вызвали дальнейшее развитие коммерческой практики перевозок грузов сборными отправками. Крупные экспедиторские компании организуют комплектование сборных контейнеров и последующую сдачу отдельных партий груза получателям (система grouppage / distribution). Экспедиторская компания выступает в качестве NVOCC и выдает отправителю товарораспорядительный коносамент с реквизитами груза и указанием номера контейнера, в который он загружен.

При отправке контейнера со сборным грузом экспедитор выступает в качестве отправителя, которому перевозчик выдает коносамент на количество погруженных контейнеров с указанием их номеров и пломб. Наименование грузов и их количество указывается в прилагаемом к B/L слипе с отметкой «по заявлению отправителя» только для таможенной очистки в порту выгрузки. Получателем указывается агент NVOCC в порту выгрузки, который организует растарку контейнеров и выдачу груза против оригинала B/L., выданного NVOCC.

5. Optional B/L. Линейные компании предоставляют грузовладельцам право оговорить при отправке груза его доставку в один из перечисленных в B/L. портов (из числа включенных в расписание линии). За такую перевозку взимается надбавка к тарифу. Грузовладелец обязан указать порт выгрузки не позже чем за 48 часов до прибытия судна в первый из перечисленных портов. В случае опоздания перевозчик может выгрузить груз в первом или любом последующем порту на свое усмотрение, без ответственности за доставку груза по назначению.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий