Rate this post

Различные случаи столкновений судов в зависимости от причины их возникновения имеют различные правовые последствия в отношении возмещения убытков. Все столкновения судов в зависимости от причин их возникновения можно свести к пяти группам: К первой группе столкновений относятся столкновения по вине только одного из судов. Владелец виновного судна не только несет убытки от повреждения своего судна, но и обязан возместить убытки другого судна, а также убытки третьих лиц (ст. 3 Конвенции о столкновении судов 1910 года и ст. 254 КТМ).Ко второй группе столкновений относятся столкновения по вине обоих или всех столкнувшихся судов. Если столкновение вызвано виной всех столкнувшихся судов, то ответственность каждого судовладельца определяется соразмерно степени вины судов. При невозможности установить степень вины каждого судна ответственность распределяется поровну. Конвенция о столкновении судов 1910 года и КТМ устанавливают солидарную ответственность владельцев виновных в столкновении судов перед третьими лицами за убытки возникшие вследствие смерти или повреждения здоровья людей. Потерпевшие вред лица или иждивенцы погибшего вправе требовать возмещения убытков как от всех владельцев виновных в столкновении судов совместно (солидарно), так и от любого из них в отдельности, полностью или частично. В случаях когда владелец одного судна, к которому было предъявлено требование о возмещении личного вреда, удовлетворил его полностью, но с учетом степени вины его судна в столкновении должен был уплатить меньшую сумму, он вправе взыскать излишне уплаченное с владельцев остальных виновных судов. При причинении ущерба имуществу третьих лиц каждый судовладелец отвечает только за свое судно соразмерно степени его вины без солидарной ответственности за владельцев остальных судов. К третьей группе столкновении относятся столкновения вследствие действия непреодолимой силы (форс-мажор), под которой понимается чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях событие. Ответственность судна за убытки от столкновения исключается, если оно произошло в результате действий непреодолимой силы. Однако, если в конкретных условиях существовала возможность предвидеть наступление стихийного явления и заблаговременно принять необходимые меры для предотвращения столкновения судов, то судно не освобождается от ответственности за убытки, причиненные столкновением. Четвертую группу столкновений составляют столкновения, которые произошли случайно. Столкновение судов считается произошедшим случайно, если участник столкновения не предвидел и не должен был предвидеть наступление вреда в результате своих действий и упущений. Наконец, в пятую группу столкновений входят столкновения, произошедшие при таких обстоятельствах, когда невозможно установить причину столкновения. Случаи столкновений, когда невозможно установить причину столкновения, крайне редки в практике расследования морских аварий. Следует проводить различие между невозможностью установления причины столкновения судов и невозможностью установления степени их вины в столкновении. Если в первом случае ответственность за убытки от столкновения не возникает, и убытки несет тот, кто их потерпел, то во втором случае ответственность распределяется поровну. При столкновении судов в случаях, входящих в последние три группы, убытки от столкновения судов не подлежат распределению между владельцами столкнувшихся судов, и убытки в таких случаях несет тот, кто их потерпел.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий