Rate this post

Первичное оформление приема груза к морской перевозке в каботаже в порту отправления заключается в том, что одновременно со сдачей груза к перевозке отправитель заполняет и подписывает погрузочный ордер в четырех экземплярах (погрузочный ордер, дубликат, копию и корешок) на бланках установленного образца, которые выдает грузовая контора порта.
При заполнении погрузочного ордера отправитель указывает:

  • точное и полное наименование и адрес организации (предприятия, учреждения), отправляющей и получающей груз;
  • пункты отправления и назначения; отправительские марки, имеющиеся на грузовых местах;
  • количество мест каждого наименования и каждого рода упаковки;
  • наименование упаковки;
  • полное и точное наименование груза по установленной номенклатуре;
  • действительный и точный вес груза или его объем для каждого наименования груза и общий итог веса с повторением его прописью;
  • согласие на перевозку груза на палубе и перечень прилагаемых документов (требуемых таможенными, санитарными и другими правилами).

Отправитель может поручить заполнение погрузочного ордера агенту порта или другому лицу, но подписать такой погрузочный ордер должен сам отправитель. Во всех случаях отправитель несет ответственность за неправильность или неточность указанных им в погрузочном ордере сведений.
После заполнения и подписания четырех экземпляров погрузочного ордера отправитель предъявляет его начальнику грузового района порта для получения разрешения на ввоз груза в порт. Визу, разрешающую ввоз, накладывают на первый и третий экземпляры погрузочного ордера. При ввозе груза в порт грузоотправитель предъявляет третий экземпляр погрузочного ордера дежурному у пропускных ворот. Остальные три экземпляра погрузочного ордера (погрузочный ордер, дубликат и корешок) отправитель предъявляет заведующему складом порта, который принимает груз. При приемке он производит осмотр груза, а также проверку состояния тары, числа мест, наличия маркировки, веса (если груз принимается с перевеской). О всех несоответствиях и дефектах заявляется отправителю с требованием их устранить или внести в погрузочный ордер соответствующие оговорки о состоянии груза или тары и т. п.
На основании данных погрузочного ордера порт составляет коносамент, а при перевозках в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении или в прямом водном сообщении—дорожную ведомость. Погрузочный ордер составляют на каждую отдельную партию груза, но не превышающую грузоподъемности и грузовместимости судна, на котором эта партия должна быть перевезена. В принятии груза на судно грузовой помощник капитана расписывается на дубликате и корешке погрузочного ордера. При перевозке грузов в заграничном сообщении первичным документом также является погрузочный ордер, формы которого могут быть и неодинаковы (погрузочный ордер на лесные грузы), но заключают в себе примерно одни и те же сведения: наименование судна, дату составления,порты отправления и назначения. марки, наименование груза, вид упаковки, вес, объем, обозначение грузополучателя, оговорку о согласии отправителя на перевозку груза на палубе. Погрузочный ордер выписывают в нескольких экземплярах. Погрузочный ордер, подписанный грузовым помощником капитана после принятия груза на борт судна, называется штурманской распиской (mates receipt). Если груз погружен не в «надлежащем по внешнему виду состоянии», в штурманскую расписку должны быть внесены соответствующие оговорки о состоянии груза. На основании штурманской расписки капитан или агент судна подписывает коносамент. Штурманскую расписку на непогруженный на борт судна груз давать не следует. Штурманская расписка не является товарораспорядительным документом на погруженный груз, так как только подтверждает количество и состояние принятого груза. При перевозках грузов в малом каботаже применяют коносамент (форма К31), заполняемый в четырех экземплярах (оригинал, первая и вторая копии и корешок). Бланки коносамента имеют типографски оформленную нумерацию, являются бланком строгой отчетности и расход их учитывается. В верхней части на лицевой стороне коносамента указывают номер погрузочного ордера, наименование пароходства ММФ и дату.
При заполнении коносамента на его лицевой стороне также указывают:

  • порты отправления и назначения;
  • наименование грузоотправителя, грузополучателя и их адреса;
  • наименование судна с указанием, что груз перевозят на условиях, изложенных на лицевой и оборотной сторонах настоящего коносамента;
  • знаки и марки груза, число мест, род упаковки и по заявлению отправителя—наименование груза, вес, класс, ставка;
  • особые замечания отправителя с указанием состояния груза и упаковки, согласия на перевозку груза на палубе, чьими средствами производится погрузка, выгрузка, какие документы приложены к коносаменту.

Особые замечания подписываются отправителем. Затем проставляются подписи агента пароходства и расписка получателя груза с указанием даты и номера доверенности, выданной ему. В правой части лицевой стороны коносамента указывают расчет платежей по порту отправления и порту назначения: провозной платы, портового сбора, погрузки, выгрузки, взвешивания и др. В графе «Получено» при отправлении проставляется итоговая сумма с повторением ее прописью. Если же платеж переносят на порт назначения, эту строку прочеркивают, а ниже проставляют сумму, подлежащую взысканию. Если груз отправляют в день оформления коносамента, то на его обороте проставляют календарный штемпель того же дня; если груз принят с ожиданием на складе до погрузки, то накладывают штемпель: «Груз принят с ожиданием на складе». На оборотной стороне коносамента указаны условия перевозки груза по настоящему коносаменту. По этим условиям обязанности и права отправителя (получателя) регламентированы: тарифами и правилами на перевозку грузов, опубликованными в тарифных руководствах ММФ, КТМ; распоряжениями правительственных органов по торговому мореплаванию.
Затем указываются штемпелями время принятия груза к отправлению, время прибытия груза, время выдачи груза получателю и сведения о перевалках. Порядок корреспонденции экземпляров этой формы коносамента опубликован в тарифном руководстве 4М ММФ. При перевозке грузов в заграничном сообщении и в большом каботаже применяют советский коносамент (форма КИ61). На лицевой стороне бланка коносамента этой формы напечатан текст на русском и английском языках.
В тексте указаны:

  • кем погружен груз;
  • наименование судна и флаг, под которым судно плавает;
  • фамилия капитана, наименование перевозчика, порт погрузки;
  • данные о грузе—марки и номера, наименование груза, число мест, вес брутто, объем (мера) и примечания;
  • наименование порта назначения.

В тексте имеются пункт о залоговом праве и пункт, отмечающий, что вес или объем насыпных и навалочных грузов и соответствие всякого рода грузов их наименованию, обозначенному в коносаменте, перевозчиком при погрузке не проверяются.
Имеются графы:

  • «Сумма фрахта»;
  • «Получено в счет фрахта»;
  • «Подлежит переводу на получателя»;
  • «Место выдачи коносамента»;
  • «Дата и подпись капитана».

На оборотной стороне изложены на английском языке подробные условия перевозки грузов, по которым все споры и претензии должны разрешаться в СССР на основании КТМ. Советские формы коносаментов применяют при перевозках некоторых массовых грузов из советских портов (лес, уголь и др.). Эти формы обычно оговаривают в советских чартерах. Так, при перевозках лесных грузов по чартеру «Совьетвуд», угля по чартеру «Совкол», апатитовой руды и апатитового концентрата из Мурманска по чартеру «Мурмапатит» капитан обязан подписать коносаменты по форме, установленной для каждого из указанных советских чартеров. На грузы, погружаемые у причалов портов ММФ, коносаменты составляют и оформляют грузовые или транспортно-экспедиторские конторы порта; на массовые грузы (зерно, руду, уголь, нефть, лес),
погружаемые у причалов грузоотправителей, коносаменты, как правило, составляют грузоотправители и представляют их капитану на подпись в установленные для этого сроки.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий