Rate this post

Работа транспортно-экспедиторской компании рассматривается в настоящей главе, в основном на примере перевозки контейнеропригодных экспортных грузов. Это обусловлено тремя факторами:

• во-первых, транспортно-экспедиторское обслуживание этих грузов включает в себя наиболее широкий перечень обязанностей экспедитора;

• во-вторых, при выборе транспортно-технологической схемы доставки контейнеропригодных грузов необходимо оценить наибольшее количество различных вариантов;

• в-третьих, значительная часть контейнеропригодных грузов перевозится (и еще больше будет перевозиться) мультимодально, т. е. с использованием наиболее современной системы организации и коммерческой практики доставки грузов.

Транспортный экспедитор — это юридическое лицо, действующее в интересах и по поручению своего клиента для организации доставки принадлежащего ему (клиенту) груза. В РФ деятельность, связанная с транспортной экспедицией грузов, регламентирована главой 41 ГК РФ. Транспортно-экспедиторская компания должна иметь лицензию уполномоченного органа государственной власти.

В соответствии с требованиями ГК РФ, договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме, условия договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

Транспортный экспедитор заключает обычно со своим клиентом рамочный договор транспортной экспедиции, содержащий общие условия и порядок взаимодействия сторон, а вид и количество груза, направление, сроки перевозки и сквозная ставка провозной платы по каждой заявке оговариваются дополнительным соглашением или приложением, которые являются неотъемлемой частью договора. Ниже кратко рассматриваются статьи рамочного договора.

Преамбула. В ней указываются дата и место подписания договора; полное наименование и местонахождение (страна, город) компаний, между которыми заключен договор (в дальнейшем клиент и экспедитор); фамилии, имя и должность представителей компаний, подписавших договор, и основание, по которому они пользуются правом подписи, — устав либо доверенность.

При организации международных перевозок клиентом экспедитора может быть:

• покупатель товара, если сделка купли-продажи заключена на условиях базы поставки групп E и F (Incoterms-90);

• продавец, если купля-продажа товара осуществлена на условиях базы поставки C и D (Incoterms-90).

Продавец и покупатель, в зависимости от условий запродажного контракта, могут поручить экспедитору организовать полную мультимодальную перевозку «от двери до двери» либо только часть перевозки, т. е. ту часть, которая, согласно условиям запродажного контракта, лежит на ответственности клиента.

Клиентами экспедитора могут также выступать перевозчик (океанский, железнодорожный) либо транснациональная транспортно-экспедиторская компания, которые заключили договор мультимодальной перевозки с торговцем и затем, для выполнения отдельных видов работ и услуг, нанимают экспедитора в качестве своего субподрядчика. В настоящее время около 50% контейнерных перевозок выполняются океанскими линиями по мультимодальному коносаменту и предусматривают обязанность перевозчика полностью или частично организовать наземную доставку.

Предмет договора. В этой статье указано, что договор регулирует порядок взаимодействия сторон при выполнении экспедитором поручений клиента (заявок) на организацию перевозок грузов клиента. Здесь также устанавливается, что экспедитор при заключении договоров с субподрядчиками может выступать от своего имени, но по поручению и за счет клиента или от имени, по поручению и за счет клиента. Часто предусматривается использование обеих форм: договоры с наземными перевозчиками, стивидорными или иными компаниями подписываются экспедитором от своего имени, а договор морской перевозки — от имени клиента.

Обязанности экспедитора. Договором предусматриваются обязанности экспедитора по организации доставки груза. В частности, при мультимодальной перевозке контейнеропригодных экспортных грузов от склада предприятия экспедиторская компания разрабатывает транспортнотехнологическую схему доставки груза, организует и контролирует весь транспортный процесс, выполняет ряд работ и услуг собственными силами и средствами.

Разработка транспортно-технологической схемы доставки груза включает:

• выбор варианта перевозки: в прямом железнодорожном или автомобильном сообщении; мультимодальная перевозка с перевалкой груза на морские суда или суда «река-море», включая выбор порта перевалки;

• выбор технологии перевозки: в контейнерах, в пакетах или брейк-балком;

• выбор вида транспорта, типа транспортных средств и контейнеров: железная дорога с использованием вагонов на 122 или 138 м3 автотранспорт: фуры, тягачи и контейнерные трейлеры различных типов, морские или речные суда или суда «река-море» различных типов, контейнеры20’ или40’; обычные или OT (Open Top — контейнер с открытым верхом), HC (High Cube — контейнер высотой 8,5—9 фут), RC (рефрижераторный контейнер), TC (танкконтейнер для наливных грузов) и др.

В результате экспедитор представляет обоснованный вариант перевозки с указанием сквозной ставки и транзитного времени и с оценкой других показателей качества транспортных услуг: возможные задержки, сохранность груза, регулярность информации о местонахождении груза и т. д.

Обязанности экспедитора по организации и контролю транспортного процесса предусматривают: выбор и заключение договоров с субподрядчиками; подачу заявок на порожние контейнеры, средства транспорта, организацию подачи порожних контейнеров на склады клиента под затарку грузом, приема груза в порту; контроль состояния порожних контейнеров, вагонов, платформ, автофур, судовых грузовых трюмов; контроль работы стивидоров по погрузке и разгрузке транспортных средств, по размещению и креплению грузов в контейнерах, вагонах; организацию внутрипортового экспедирования и таможенного оформления грузов. По специальной заявке клиента — организацию страхования и охраны груза на время перевозки.

Как уже отмечалось, ряд работ и услуг экспедитор может выполнять собственными силами и средствами: перетарка, крепление груза, пакетирование, подработка дефектных грузовых мест; декларирование и таможенное оформление грузов; внутрипортовое экспедирование информирование клиента о движении груза; оплата в установленные сроки за счет клиента работ, выполненных субподрядчиками, фрахтование трамповых судов или бронирование вместимости на судах линейного плавания; получение от морского перевозчика сквозного коносамента и направление его клиенту, по заявке клиента — выпуск мультимодального экспедиторского коносамента FIATA.

Обязанности клиента. В соответствии с условиями договора, клиент:

• выдает доверенность экспедитору на право совершения транспортно-экспедиторских операций;

• предоставляет экспедитору в письменной форме поручение с указанием всего перечня работ и услуг; в случае возникновения любых изменений в составе поручения либо при возникновении изменений в графике завоза груза, его количества, номенклатуре, а также при возникновении любых других обстоятельств, которые могут повлиять на ход исполнения сторонами своих обязательств по договору, клиент обязан немедленно сообщить об этом экспедитору в письменной форме;

• предоставляет экспедитору груз в соответствии с предварительной информацией, согласован с экспедитором дату и место предоставления груза;

• в случае затарки груза в контейнеры на складах отправителя она должна производиться в соответствии с международными требованиями укладки и крепления груза в контейнерах;

• своевременно предоставляет всю необходимую документацию на груз и инструкцию по изданию коносамента;

• оплачивает счет экспедитора в согласованные сроки и способом, который оговорен в договоре.

Ответственность сторон. Каждая из сторон должна исполнить свои обязательства надлежащим образом, оказывая другой стороне всевозможное содействие в исполнении ею своих обязательств.

Стороны несут ответственность за неисполнение или небрежное исполнение своих обязательств по договору в соответствии с законодательством РФ.

Если в случае небрежного исполнения экспедитором поручений клиента и своих обязательств по договору у клиента возникают убытки, такие убытки подлежат возмещению.

Экспедитор не несет ответственности за качество и соответствие принятых к перевозке грузов документам, удостоверяющим их ассортимент, тип, марку и т. п., что является неотличимой особенностью груза и может быть определено исключительно путем экспертизы или анализа с выдачей сертификата качества или соответствия.

Экспедитор не несет ответственности за неисполнение контракта в целом или его отдельных условий, если это произошло из-за невыполнения клиентом своих обязанностей по контракту.

В случае, если из-за невыполнения клиентом своих обязательств или, в соответствии с его инструкциями, у экспедитора возникнут расходы, связанные с простоем вагонов, хранением груза и т. д., эти расходы должны быть возмещены экспедитору и включены в сумму окончательной оплаты. Такие расходы и убытки экспедитора должны быть подтверждены предоставлением соответствующих документов.

Если экспедитор, согласно договору, выполняет функции подрядчика на одном или нескольких звеньях транспортно-технологической цепи, например, автоперевозчика, стивидорной или складской компании, на него возлагается ответственность, предусмотренная ГК РФ для соответствующего подрядчика.

Расчеты между сторонами. Стороны оговаривают в данной статье договора порядок и сроки выставления счетов экспедитора клиенту, сроки их оплаты клиентом, валюту платежа. В тексте договора ставки оплаты за выполнение транспортных услуг обычно не указываются, однако оговаривается, что они согласовываются отдельно по каждой конкретной перевозке (заявке), оформляются в виде приложения к договору и являются его неотъемлемой частью.

Срок действия договора. Срок действия договора может быть указан двумя способами. В первом случае он указан явно, например:

«действие данного договора распространяется на заявки Клиента, полученные Экспедитором, до… (обычно до 31 декабря текущего года). Настоящий договор действует до момента исполнения Сторонами своих обязательств». В этом случае в договор вносится условие о его пролонгации, например: «Если за один месяц до окончания срока действия договора ни одна из Сторон письменно не заявит о его прекращении, то срок его действия пролонгируется на новый календарный год»; и об одностороннем отказе от исполнения договора транспортной экспедиции: «Любая из Сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую Сторону в разумный срок. При одностороннем отказе от исполнения договора Сторона, заявившая об отказе, возмещает другой Стороне убытки, вызванные расторжением договора». Во втором случае срок действия договора не указан, но внесено условие о расторжении договора, например: «Каждая из Сторон может расторгнуть настоящий договор, проинформировав другую Сторону письменно за 30 дней до фактического расторжения».

Форс-мажор. При наступлении обстоятельств невозможности полного или частичного исполнения любой из сторон обязательств по договору, например, пожара, стихийных бедствий, забастовки, военных операций любого характера, распоряжения властей, блокады, срок исполнения сторонами их обязательств по договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют такие обстоятельства.

Сторона, для которой выполнение обязательств по данному договору стало невозможным, должна уведомить другую сторону о начале и окончании действия обстоятельств, препятствующих исполнению ею своих обязательств по договору.

В качестве доказательства, что форс-мажорные обстоятельства имели место в течение указанного срока, соответствующая сторона договора (клиент или экспедитор) должна представить подтверждение Торгово-промышленной палаты, В договоре может быть установлено, что в случае, если форс-мажор будет длиться сверх оговоренного срока, каждая из сторон имеет право заявить о его канцеллировании. Кроме того, определяется перечень форс-мажорных обстоятельств, при наступлении которых действие договора прекращается: запрет властей на определенные виды деятельности, стихийное бедствие, которое привело к уничтожению средств производства одной из сторон, и т. п.

Споры. Стороны устанавливают, что они примут меры к урегулированию споров путем прямых переговоров, оговаривают законодательство, по которому рассматриваются споры, и в каком арбитражном суде должны рассматриваться споры в случае их неурегулирования мирным путем. Иногда стороны оговаривают регламент арбитражного процесса, например, каждая из сторон в течение определенного периода времени назначает своего арбитра, назначенные арбитры выбирают суперарбитра, который рассматривает спор; в случае, если в согласованный срок только одна сторона назначила своего арбитра, он является единственным и рассматривает спор.

Прочие условия. В данной статье обычно оговариваются условия правового характера, относящиеся к договору в целом. Например: «Все изменения и дополнения к настоящему договору действительны Лишь в том случае, если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то лицами «Все условия договора, противоречащие императивным статьям ГК и других нормативных актов РФ, являются ничтожными. Если в результате изменения действующего законодательства какое-либо положение настоящего договора становится недействительным, это не должно затрагивать другие положения настоящего договора; недействительное положение заменяется положением, близким по смыслу с заменяемым, и допустимым в правовом отношении»; «Любые документы, связанные с настоящим договором, подписанные уполномоченными лицами Сторон и направленные Сторонами друг другу с использованием средств факсимильной связи, имеют юридическую силу»; «Все предварительные переговоры между Клиентом и Экспедитором становятся недействительными после подписания настоящего договора»; «Настоящий договор составлен на русском и английском языках, подписан обеими Сторонами на — листах в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу: один — Клиенту, один — Экспедитору» и т. п. Крупная транспортно-экспедиторская компания обычно разрабатывает типовой договор с клиентом (раздельно по экспорту и импорту), в котором детально изложены обязанности, которые принимает на себя экспедитор, и указаны работы и услуги, которые он будет выполнять своими силами и средствами. При предварительных переговорах с новым клиентом этот типовой договор совместно с другими информационными материалами представляется на рассмотрение клиента. Такой типовой договор позволяет судить о профессиональном уровне экспедитора и одновременно является базой для заключения контракта.

При работе с крупными и постоянными клиентами один рамочный договор используется для организации перевозок грузов клиента на различных направлениях и в течение длительного периода.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий