Заказать написание учебной работы у преподавателя по Морскому праву
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь
5/5 - (1 голос)

Морское право (Maritime Law) содержит в своем составе как нормы внутригосударственного права, которые по своей юридической природе относятся к различным отраслям права (гражданское, административное, уголовное и т.д.), так и нормы международного публичного и международного частного права.Таким образом, можно выделить три составляющие современного морского права:
1. Внутригосударственное право (municipal, national law);
2. Международное публичное право (internationalpublic law);
3. Международное частное право (internationalprivate law).
Внутригосударственное (национальное) морское право составляют, как уже указывалось выше, нормы различных отраслей. Так, отношения, связанные с договором морской перевозки груза, спасанием на море, морским страхованием и т.д., регулируются нормами гражданского права (в частности, ГК РФ).
Порядок выпуска судов в море в портах РФ определяется нормами административного права (ст. 111 КоАП).
Ответственность капитанов российских судов за неоказание помощи терпящим бедствие на море предусмотрена нормами уголовного права (ст. 270 УК РФ).
Условия работы экипажа на борту судов под флагом РФ регламентированы нормами трудового права (КЗОТ РФ).
Таким образом, внутригосударственное (национальное) морское право носит характер комплексной отрасли, содержание которой составляют нормы различных отраслей внутригосударственного права, объединенных общностью предмета правового регулирования, а именно — морепользования в той или иной форме.

Международное публичное морское право — это отрасль международного права (branch of international law), объектом которой является сравнительно большой комплекс однородных международных отношений в связи с использованием Мирового океана.
В истории развития современного международного публичного морского права можно выделить два этапа.
Первый этап обычно принято связывать с результатами 1-Й Женевской Конференции ООН по морскому праву 1958 г., завершившейся принятием 4-х конвенций: о территори¬альном море и прилежащей зоне; о континентальном шельфе; об открытом море; о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.
Конференция ООН по морскому праву по существу кодифицировала подавляющее большинство норм современного международного публичного морского права, накопившихся в виде международно-правовых обычаев и договорных норм, разбросанных по многочисленным международным конвенциям.
II Конференция ООН по морскому праву 1960 г., посвященная, главным образом, проблеме установления прибрежными государствами единой ширины территориального моря, закончилась неудачей. Слишком противоречивыми оказались позиции государств.
Второй этап в развитии морского права ознаменовала собой III Конференция ООН по морскому праву, которая явилась без преувеличения эпохальным событием в современном международном праве. В результате работы Конференции* продолжавшейся с 1973 по 1982 год (что само по себе не имеет прецедентов) был разработан и принят всеобъемлющий международно-правовой акт — Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Сразу под ней поставили подписи 119 государств. Конвенция 1982 года имеет огромную ценность и носит универсальный характер. Она вступила в силу 16 ноября 19-94 года. 26 февраля 1997 г. Конвенцию ратифицировала Россия. Сегодня участниками конвенции являются свыше 126 государств и ЕС.
Конвенция 1982 г. подтвердила, а также дополнила и развила ряд положений, предусмотренных Женевскими конвенциями 1958 г. Кроме того, впервые были закреплены в договорном порядке совершенно новые положения.

По структуре Конвенция 1982 г. состоит из 17 частей, включающих 320 статей и 9 приложений.
В Конвенции впервые установлен предел установления прибрежными государствами территориального моря. Он ограничен 12-ю морскими милями.
Достигнут компромисс между «государствами — территориалистами», ратовавшими за ширину территориального моря в 200 миль, и их оппонентами. Компромисс нашел выражение в концепции исключительной экономической зоны.
Установлен правовой режим исследования и эксплуатации международного района морского дна (Района). Впервые введено понятие архипелажных вод. В условиях повсеместного расширения прибрежными государствами ширины территориального моря введено понятие транзитного прохода через международные проливы. Новеллами явились положение о юрисдикции государства порта и многое другое.
Можно выделить три наиболее важных блока международного публичного морского права.
Прежде всего, блок конвенций, регламентирующих правовой режим морских пространств. К ним относятся Конвенция ООН по морскому праву 1982г., Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958г., Конвенция об открытом море 1958г., Конвенция о континентальном шельфе 1958г., Международная Конвенция по охране подводных телеграфных кабелей 1884г.и др. В свою очередь в рамках этого блока можно отметить договоры, регламентирующие режим проливов, рек и каналов: Конвенция относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г., Конвенция о режиме проливов 1936г., Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 г., Договор о Панамском канале 1977г. и др.
В сфере обеспечения безопасности мореплавания основным международно-правовым актом является Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г., с последующими Поправками и Протоколами, известная под названием СОЛАС (аббревиатура от англ. «safety of life at sea»). Кроме того, сюда можно отнести Международную Конвенцию о грузовой марке 1966 г., измененную и дополненную Протоколом 1988г., Международную Конвенцию по обмеру судов 1969г., Конвенцию о международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972г. (МППСС-72) с последующими Поправками, Конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г., измененную Конференцией 1995 г. (ПДМНВ-78/ 95), Международную Конвенцию по поиску и спасанию на море 1979г. и др.

Наконец, в третьих, это конвенции, направленные на защиту морской среды. Универсальным международным договором в этой области, имеющим глобальное значение, является Международная Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененная Протоколом 1978 г. с последующими Поправками (Конвенция МАРПОЛ-73/ 78 — сокращенно от англ. «marine pollution). Из других международных соглашений можно назвать Международную Конвенцию относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению моря нефтью 1969 г., Протокол о вмешательстве в открытом море в случае загрязнения веществами иными, чем нефть 1973 г., Международную Конвенцию о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 г., Международную Конвенцию о создании Международного Фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1992 г., Конвенцию по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. Особо следует выделить часть XII Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. «Защита и сохранение морской среды», которая фактически определяет современный международно-правовой режим охраны морской среды.
Помимо указанных международных договоров в области международного публичного морского права разработано и принято значительное число региональных конвенций и двусторонних соглашений.
Международное частное морское право. Если сфера международного публичного морского права очерчена межгосударственными отношениями, то международное частное морское право составляют правовые нормы, регулирующие отношения между организациями (юридическими лицами) и гражданами (физическими лицами) преимущественно в связи с торговым судоходством.
Международное частное морское право носит гражданско-правовой характер с участием «иностранного элемента». Таким образом, речь идет об имущественных отношениях, возникающих, например, в процессе морской перевозки груза, спасания, буксировки, общей аварии и т.д. Необходимым условием эффективного правового регулирования «международных» имущественных отношений является унификация, под которой понимается создание единообразных правовых норм и обеспечение единообразной практики их применения различными участниками международных отношений.

К числу наиболее значимых международных соглашений, унифицировавших нормы в той или иной области международного частного морского права, следует отнести:
1. По морской перевозке грузов — Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся коносамента 1924 г.(Гаагские Правила); Протокол изменений к Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся коносамента 1968 г. (Правила Висби); Конвенция ООН по морской перевозке грузов 1978 г. (Гамбургские Правила).
2. По морской перевозке пассажиров — Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г.; Протокол об изменении Афинской конвенции 1990 г.
3. По общей аварии — Йорк-Антверпенские правила в редакциях 1950 г.; 1974 г.; 1974 г. с изменениями 1990 г.
4. По спасанию — Международная Конвенция о спасании 1989 г.
5. По столкновениям судов — Международная Конвенция для объединения некоторых правил относительно столкновения судов 1910 г.
6. По ограничению ответственности — Международная конвенция об унификации некоторых правил об ограничении ответственности собственников морских судов 1924 г.; Конвенция об ограничении ответственности судовладельцев 1957 г.; Конвенция об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 г.
Если же нормы, регулирующие те или иные отношения в сфере международного частного морского права, не унифицированы либо государство не является участником соответствующего международного соглашения, и, таким образом, наблюдается «разнобой» в правовых подходах различных сторон, то используются коллизионные принципы, устанавливающие право какого государства подлежит применению в тех или иных случаях. Как международное морское частное право, так и внутригосударственное морское право могут содержать коллизионные (отсылочные) нормы, которые не содержат прямого предписания, а лишь указывают какое законодательство подлежит применению.

Кчислу коллизионных принципов международного морского частного права можно отнести, в частности, принципы: автономии воли сторон («lex voluntatis*), предусматривающий возможность выбора закона сторонами; закона флага судна («lex banderae»); закона места заключения договора (* lex loci contractus*); закона места правонарушения («1ех loci delicti commissi*); закона суда (V lex fori») и др.
Ряд коллизионных норм содержит КТМ РФ 1999 г. В этом отношении наиболее характерной является ст. 418 «Отношения, возникающие из договоров, заключаемых в области торгового мореплавания». В соответствии с ее положениями отношения, возникающие, например, из договора морской перевозки груза, регулируются законом государства, предусмотренным соглашением сторон. При отсутствии такого соглашения отношения сторон, возникающие из договора морской перевозки, регулируются законом государства, в котором учреждена, имеет основное место деятельности или место жительства сторона, являющаяся перевозчиком.
Например, ст. 424 КТМ РФ предусматривает, что,к возникновению морского залога на судно и очередности удовлетворения требований, обеспеченных морским залогом на судно, применяется закон государства, в суде которого рассматривается спор.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий