Заказать написание учебной работы у преподавателя по Морскому праву
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь
Rate this post

Арктика — северная полярная область земного шара, которая охватывает весь Северный Ледовитый океан, примыкающие части Тихого и Атлантического океанов, а также окраины материков Евразии и Северной Америки в пределах полярного круга (66°33 мин. северной широты). В этой зоне расположено восемь стран: Россия, США (Аляска), Канада, Дания (Гренландия), Норвегия, Исландия, Швеция и Финляндия. Эти страны, называемые приарктичес-кими, внесли наибольший вклад в исследование и освоение данного района, являющегося уникальным во многих отношениях: экологическом, экономическом, военно-политическом.
Арктика оказывает существенное влияние на формирование климата и погоды северного полушария. Арктические пространства и находящиеся там природные ресурсы, в том числе открытые недавно крупные месторождения нефти и газа, приобретают все большее значение для экономики приарктических государств. Арктика играет важную роль с точки зрения военно-стратегической безопасности. Эти факторы объясняют то повышенное внимание, которое уделяется правовому режиму Арктике.

В силу своего географического положения и исторических причин приарктические страны традиционно исходят из наличия у них особых интересов и соответственно преимущественных прав при использовании арктических пространств и определения их правового режима. Это нашло отражение в международно-правовой доктрине, в частности в «секторальной теории», согласно которой каждое при-арктическое государство обладает особыми правами в своем полярном секторе — треугольнике, основанием которого является побережье соответствующего государства, а сторонами — линии, проходящие по меридианам к Северному полюсу. Особенно активно в пользу теории секторального деления Арктики выступала Канада, которая в ряде законодательных актов (например, в Законе о северных территориях 1925 г.) и официальных заявлениях отстаивала свой суверенитет на земли, острова и даже морские пространства к северу от канадского побережья.
Россия, а затем СССР также принимали меры по защите своих законных интересов в Арктике. В ноте МИД России в 1916 году, повторенной впоследствии нотой Наркомата иностранных дел СССР от 4 ноября 1924 г., было заявлено о включении в состав России всех земель, являющихся продолжением на север Сибирского континентального плоскогорья. Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» в пределах между меридианами 32°04’35” восточной долготы и 168°49’30” западной долготы было провозглашено право СССР «на все земли и острова, как открытые, так и могущие быть открытыми». Исключение было сделано лишь для восточных островов архипелага Шпицберген, который согласно Парижскому договору о Шпицбергене 1920 года был передан Норвегии.
Хотя секторальная теория получила в той или иной степени отражение в официальной позиции Канады и международно-правовой доктрине бывшего СССР, три других приарктических государства не установили собственных секторов и не поддержали секторального деления Арктики в целом.

Что касается морских районов Арктики, даже постоянно покрытых льдами, то здесь действуют правовые режимы, установленные нормами международного морского права, определяющими статус и режим морских пространств (внутренние воды, территориальное море, исключительная экономическая зона, континентальный шельф, открытое море).
Существенной особенностью, определяющей режим российских арктических морей и находящегося там территориального моря является наличие проходящих через них трасс Северного морского пути.
Правовой режим плавания иностранных судов на трассах Северного морского пути основан на положениях российского законодательства, регулирующего порядок доступа и плавания в таких районах, как внутренние воды, территориальное море и исключительная экономическая зона.
То, что отдельные участки трасс в тот или иной период времени могут пролегать в открытом море не оказывает влияние на целостность этой транспортной коммуникации, так как нахождение судна на таких участках невозможно без предварительного либо последующего пересечения российских вод.
Таким образом, Северный морской путь относится к категории национальных коммуникаций, в отношении которых Россия имеет исключительные права как прибрежное государство.
В настоящее время доступ на Северный морской путь регламентируется Правилами плавания по трассам Северного морского пути, введенными в действие с 1 июля 1991 г. Согласно их положениям судам любой национальности открывается доступ на эту коммуникацию на недискриминационной основе. Доступ осуществляется под контролем специальных российских навигационных служб — штабов морских операций, действующих на базе Мурманского и Дальневосточного морских пароходств и связанных с Администрацией Северного морского пути, действующей при Министерстве транспорта РФ.
Судовладелец или капитан судна, намеревающегося пройти по трассе, направляет в Администрацию уведомление и заявку на проводку по форме и в сроки, указанные в «Руководстве для плавания судов по Северному морскому пути». По результатам рассмотрения этих документов заявитель информируется о возможности проводки и других обстоятельствах, которые им должны учитываться.

Для плавания по Северному морскому пути судно должно соответствовать специальным технико-эксплуатационным требованиям, а капитан и заменяющее его лицо (старший помощник) — иметь опыт управления судном во льдах. При отсутствии у них необходимого опыта Администрация может направить на судно государственного лоцмана для оказания помощи в проводке судна. Одним из необходимых условий допуска судна для плавания по Северному морскому пути является наличие у него на борту свидетельства о надлежащем финансовом обеспечении гражданской ответственности владельца за ущерб от загрязнения морской среды.
Над судами, находящимися на трассах Северного морского пути, осуществляется постоянный контроль. При возникновении неблагоприятных для плавания ледовых, навигационных, гидрографических и иных условий, особенно угрозы загрязнения, представители уполномоченных на то государственных органов могут производить контрольные осмотры судна. Капитан судна обязан оказывать представителю Администрации необходимое содействие для наиболее полного и быстрого осуществления контрольных осмотров.
Проводка судов по трассам Северного морского пути осуществляется в период навигации, начальный и конечный период которой определяется Администрацией и штабом морских операций с учетом прогноза и фактического состояния ледовых, гидрографических, метеорологических и иных условий. Судно, принятое под проводку, осуществляет плавание по Северному морскому пути, следуя по указанной ему трассе, придерживаясь курсов, рекомендованных штабом морских операций.
Капитан судна, следующего по Северному морскому пути, обязан выполнять указания штаба морских операций, касающиеся корректировки маршрута в связи с изменением ледовой обстановки и возникновением каких-либо обстоятельств, могущих сказаться на безопасности плавания или создать угрозу экологической обстановке. Исходя из соображения обеспечения безопасности плавания и в целях создания наиболее благоприятных условий навигации, штаб морских операций, в зависимости от конкретных обстоятельств, устанавливает тот или иной вид проводки судов:

  • проводку до определенного географического пункта рекомендованными курсами;
  • проводку по указанию с самолетов или вертолетов;
  • лоцманскую проводку;
  • ледокольную проводку;
  • ледокольно-лоцманскую проводку.

Штаб морских операций имеет право заменять один вид проводки другим.
Капитан судна обязан поддерживать связь с радиоцентром соответствующего штаба морских операций в зависимости от нахождения судна.
В случаях, когда это диктуется очевидной необходимостью охраны окружающей среды или безопасностью мореплавания, Администрация или штаб морских операций могут приостанавливать плавание судов на отдельных участках Северного морского пути. Судно, нарушающее положения Правил, может быть выведено за пределы Северного морского пути. Направление вывода судна определяется штабом морских операций с учетом обеспечения безопасности судна, его экипажа и груза, а также необходимых мер по охране природы.
Администрация и штабы морских операций не несут ответственности за ущерб, причиненный проводкой в ледовых условиях судну или находящемуся на нем имуществу, если не будет доказано, что ущерб причинен по их вине.
В дополнении к существующим требованиям относительно передачи сообщения о загрязнении морской среды капитан судна, следующего по Северному морскому пути, обязан незамедлительно информировать представителя Администрации о любом факте сброса загрязняющих веществ, совершенного судном или обнаруженного им.
В силу особой уязвимости природы Арктики широкомасштабная деятельность в этом регионе может привести к пагубным для нее последствиям. Особая заинтересованность приарктических стран в защите окружающей среды привела к закреплению в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (статья 234) положения о праве прибрежных государств принимать законы и правила и обеспечивать их соблюдение по предотвращению загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах в пределах исключительной экономической зоны, где особо суровые климатические условия и наличие льдов, покрывающих такие районы, в течение большей части года, создают повышенную опасность для судоходства, а загрязнение морской среды может нанести существенный вред экологическому равновесию или необратимо нарушить его.

Весьма важным шагом в развитии судоходства в водах Арктики явилась разработка в 1998 г. Международного кодекса безопасности судов, осуществляющих плавание в полярных водах (Полярный кодекс).
В преамбуле Полярного кодекса указывается, что суда, осуществляющие плавание в полярных водах, подвергаются особым рискам. Тяжелые погодные условия, отсутствие достаточно подробных навигационных карт, средств навигационного обеспечения создают определенные проблемы для судоводителей. Отдаленность районов плавания делает операции по спасанию сложными и дорогостоящими. Низкие температуры снижают эффективность работы судовых систем. Лед создает дополнительную нагрузку на корпус, ходовую часть и выступающие части судна.
Полярный кодекс имеет целью обеспечение безопасности судоходства и предотвращение загрязнения в результате деятельности судов в полярных водах. Кодекс учитывает, что в полярных условиях лед может представлять серьезную опасность для всех судов. Это наиболее существенный фактор деятельности судов в полярных водах, получивший отражение во многих положениях Кодекса, включая применение повышенных требований к конструкции судов, относящихся к полярным классам.
Кодекс признает, что безопасная деятельность в полярных условиях требует особого внимания к человеческому фактору, включая процесс подготовки и деятельности персонала. Все суда, плавающие в полярных водах, должны иметь на борту достаточное число дипломированных штурманов для обеспечения судоходства в ледовых условиях.
Основные требования к конструкции судна, остойчивости и делению на отсеки, оборудованию, системам жизнеобеспечения, противопожарной безопасности, навигационным системам и оборудованию, радиосвязи, средствам предотвращения загрязнения морской среды взяты из соответствующих международных конвенций. Дополнительные стандарты, закрепленные в Кодексе, основаны, в первую очередь, на опыте плавания в полярных водах.

Судну, отвечающему требованиям Полярного кодекса, Администрацией выдается сертификат о соответствии на срок, не превышающий 5 лет.
Одно из условий допуска заключается в том, что все суда, плавающие в полярных водах, должны быть застрахованы или иметь иное финансовое обеспечение в пределах сумм, установленных международными конвенциями, регулирующими вопросы материальной ответственности за ущерб от загрязнения морской среды.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий