Rate this post

В 1956-1957гг. для использования крылатых ракет комплекса SS-N-3с Shaddock был разработан проект «Whiskey twin cylinder» переоборудования лодки проекта 613. Это были первые серийные отечественные ПЛ с крылатыми ракетами.

В соответствии с проектом переоборудование ПЛ проекта 613 происходило без изменения прочного корпуса лодки. Это было достигнуто за счет демонтажа кормовых торпедных аппаратов, снятия запасных торпед носовых торпедных аппаратов и перекомпоновки помещений в носовых отсеках. Комплекс SS-N-3с Shaddock размещался в двух прочных контейнерах установленных на палубе надстройки за ограждением рубки, параллельно друг другу. Целеуказание ракетам осуществлялось при помощи навигационного комплекса “Север-Н-644” и астронавигационного перископа “Лира.” Помимо этого на лодке установили систему управления ракетной стрельбой “Север-А644У” и другое оборудование, системы и устройства обслуживающие ракетный комплекс а также цистерны замещения ракет. В междубортном пространстве была установлена прочная аварийная балластная цистерна, обеспечивающая погружение, плавание в подводном положение и всплытие аварийной ПЛ с одним затопленным ракетным контейнером. Для повышения поперечной остойчивости лодки с высоко расположенными ракетными контейнерами, в киль корабля из надстройки были перенесены баллоны ВВД, а твердый балласт размещен в доковом киле. В результате модернизации увеличилась ширина корабля (за счет легкого корпуса), удлиненно ограждение рубки и изменена надстройка.

Поскольку ракеты SS-N-3с Shaddock хранились полностью готовыми к стрельбе в контейнерах поддерживался особый микроклимат. Стрельба осуществлялась из надводного положения при поднятых на 15 градусов к горизонту ракетных контейнеров с открытыми крышками. Пуск производился в корму лодки, т.е. против движения. Стрельба залпом не предусматривалась. При старте первой ракеты, вторая находилась в закрытом контейнере. C-69 1953/1975
C-80 1951/1961

«C-80» из состава Северного флота затонула 27 января 1961 года в Баренцевом море в результате затопления отсеков забортной водой через шахту РДП.

23 июня 1968 года лодка была обнаружена спасательным судном “Алтай” в точке с координатами 70.01’23” с.ш. и 36.35’22” в.д. на глубине 196 метров и обследована с помощью спускаемой камеры. После рассмотрения результатов экспедиции правительственной комиссией было принято решение о подъеме лодки (кодовое название – операция “Глубина”). Для подъема «C-80» на Николаевском ССЗ было построено специальное спасательное судно “Карпаты”, оснащенное устройством для подъема затонувших подводных лодок. Проведение операции “Глубина” осуществляла ЭОН-10 Северного флота под командованием капитана 1-го ранга С. Минченко с приданным отрядов тральщиков и эсминцем для охраны водного района. Работы по непосредственному подъему лодки начались 9 июня 1969 года и проводились в два этапа. Сначала лодка была оторвана от грунта и подвешена на подкильных строповых приспособлениях, после чего СПС “Карпаты” должно было поднять лодку до глубины 70 метров и отбуксировать в прибрежный район. Затем, в укрытом районе планировалось поднять «C-80» традиционными методами с помощью понтонов и водолазов. 12 июля спасательное судно “Карпаты” закончило транспортировку лодки в бухту Завалишина губы Териберская, где подводную лодку опустили на грунт на глубине 51 метр. 24 июля 1969 года «C-80» была поднята на поверхность.

В августе на «C-80» начала работу правительственная комиссия под руководством Героя Советского Союза вице-адмирала Г. И. Щедрина. В результате работы комиссии были восстановлены следующие обстоятельства и причины гибели лодки. Ночью 26 января 1961 годя «C-80» шла под дизелем на перископной глубине в условиях волнения до 6 баллов и температуры -5 градусов Цельсия. Около 01 часов 27 минут 27 января лодка провалилась ниже перископной глубины , что привело к захлестыванию шахты РДП. Поплавковый клапан не сработал из-за обледенения, так как обогрев клапана горячей водой от дизелей был отключен. После обнаружения поступления воды в 5-й отсек трюмный машинист ошибочно вместо закрытия воздушной захлопки РДП, повернул расположенный рядом маховик комплекса “Лира”, в результате чего вода продолжала затоплять отсек, создавая угрожающий дифферент на корму.

Попытка мотористов вручную закрыть второй запор шахты РДП не увенчалась успехом, так как шток клапана был погнут давлением поступающей воды.В создавшейся экстремальной ситуации были допущены две трагические ошибки, приведшие в конечном итоге к гибели корабля – не была использована система быстрого продувания аварийно-балластных цистерн и не выполнена команда на дачу хода главными электродвигателями. После того, как скорость упала до нуля, а дифферент возрос до 45 градусов, лодка провалилась на глубину кормой вниз и утратив подводную непотопляемость, вошла в грунт. В результате воздействия избыточного давления переборки 2,3 и 4-го отсеков были взыровоподобно разрушены, личный состав, находившийся в отсеках погиб. Попытки оставшихся в живых 24 членов экипажа покинуть затонувшую лодку в аппаратах ИДА-51 не увенчались успехом. Погибли 68 членов экипажа.

C-44 1952/1972
C-46 1952/1975
C-158 1953/1975
C-162 1954/1980

Характеристики ПЛ:

Длина  85 м

Ширина 6,7 м

Осадка по КВЛ   4,8 м

Запас плавучести   30%

Водоизмещение подводное   1490 т

Водоизмещение надводное   1660 т

Глубина погружения рабочая  200 м

Глубина погружения предельная  ок 230 м

Скорость полная надводная  14,5 узл.

Скорость полная подводная  11 узл.

Скорость подводная экономическая  2 узл.

Скорость подводная в режиме РДП  8 узл.

Дальность плавания (при скорости 6 узл.) с РДП  8500 миль

Дальность плавания подводная (при скорости 11 узл.)  11 миль

Дальность плавания подводная (при скорости 2 узл.)   400 миль

Экипаж  58 чел.

Автономность  45 сут

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий