Rate this post

История проектирования Проектирование ПЛ пр.633 было начато по Постановлению СМ N 1454-808 от 9.08.1955 г. Проектирование велось в ЦКБ-112, главным конструктором проекта был З.А. Дерибин, заместителями – А.К. Назаров и Е.В. Крылов, главным наблюдающим от ВМФ был И.И. Чуфрин. Технический проект N 633 был утвержден постановлением СМ N 1117-580 от 15 августа 1956 года. Подводная лодка пр.633 двухкорпусная, по своим главным размерениям близка к ПЛ пр.613, по характеру же обводов наиболее соответствует ПЛ пр.611, в котором форма миделевого сечения приближается к окружности. Обводы корпуса ПЛ в основном подчинены обеспечению большей ходкости в подводном положении за счет надводных характеристик. Рубка и ее ограждение выполнены относительно малых размеров и обтекаемой формы (за счет некоторого стеснения ходовой вахты) – для уменьшения сопротивления при ходе в подводном положении. Размерения лодки проектировались с учетом возможности транспортировки по Волго-Балтийскому, Волго-Донскому и Беломорско-Балтийскому водным путям в плавучих доках. До реконструкции Мариинской системы на участке Черновец-Вытегра транспортировка лодок предусматривалась в специальных облегченных доках пр.768 при максимальной разгрузке лодок, а также в доках пр.28К при снятой аккумуляторной батарее. Прочный корпус делится на семь отсеков шестью водонепроницаемыми переборками. В отсеках ПЛ размещено следующее основное оборудование. В первом отсеке (торпедном) расположены торпедные аппараты, запасные торпеды или мины на специальных стеллажах, торпедопогрузочный люк, 13 коек для команды, приводы носовых горизонтальных рулей и шпиля, пост аварийного продувания систем главного балласта.

Во втором отсеке (аккумуляторном) расположены: одна группа аккумуляторной батареи и емкости для дистиллированной воды, каюта командира, две двухместные каюты и кают-компания офицерского состава, рубка радиосвязи, помещение умывальной, батарейный автомат, 5 баллонов ВВД и цистерна пресной воды. В третьем отсеке (центральный пост) расположены: рубки радиолокации, гидроакустики и штурманская с аппаратурой, посты управления рулями, погружения и вентиляции, управления дифферентной системой, станции ВВД и ВСД, аппаратура ПУТС, автоматический регулятор напряжения и гирокомпас. В трюме центрального поста расположены: пост управления трюмной системой и главными осушительными насосами, насосная установка системы гидравлики, аппаратура лага, провизионная кладовая с рефрижераторной установкой, шифр-пост, гальюн, цистерны пресной воды и грязной воды. Кроме того, в центральном посту расположены подъемно-мачтовые выдвижные устройства рамочной антенны, антенны ВАН-C, станции Накат, перископной атаки и зенитный, подъемно-поворотное устройство антенной станции Флаг. В четвертом отсеке (аккумуляторном) размещены: вторая группа аккумуляторной батареи и емкости для дистиллированной воды, кают-компания и кубрик для рядового и старшинского состава на 20 спальных мест, помещения камбуза и душевой, три баллона ВВД, батарейный автомат и пульт дистанционного управления дизелями, а также цистерна чистого масла. В пятом отсеке (дизельном) расположены: два двигателя 37Д со вспомогательными механизмами и трубопроводами, валопроводы и второй пост управления дизелями. Кроме того, в отсеке расположены; электрокомпрессор, электровентиляторы общесудовой и батарейной вентиляции, система кондиционирования воздуха, цистерны циркуляционного и чистого масла, цистерна сточного топлива и цистерна грязной воды.

В шестом отсеке (электромоторном ) расположены: два главных гребных электродвигателя ПГ-101 со щитами управления, два электродвигателя экономического хода ПГ-103 и щит управления ими, валопроводы с муфтами, две трехместные каюты для старшинского и рядового состава, сточный баллон гальюна, цистерна чистого масла и цистерна грязной воды. В седьмом отсеке (кормовом торпедном) расположены: торпедные аппараты с трубопроводами, устройство для хранения торпед, входной люк, четыре подвесных койки, трюмный насос 2П-1 и гальюн с умывальником, цистерны – дифферентная и кольцевого зазора, а также цистерна пресной воды. Прочный корпус сварной, выполнен из стали повышенной прочности марки АК-25. Прочный корпус длиной 59,4 м состоит из цилиндров (диаметром 5 300 мм в районе центрального поста и 4 900 мм в остальных участках) и усеченных конусов в концевых отсеках. Вертикальный, кормовые и носовые горизонтальные рули балансирного типа, сварной конструкции, обтекаемой формы. Управление вертикальным рулем и горизонтальными рулями производится посредством гидропривода из центрального поста. В качестве резервного средства управления кормовыми горизонтальными рулями предусмотрен электропривод. Переключение с гидравлического на электрический привод и управление рулями с помощью электропривода производится из центрального поста. Предусмотрено управление вертикальным рулем в режиме надводного хода с мостика, посредством механического привода к манипулятору в центральном посту.

Для обеспечения жизнедеятельности и спасения команды из затонувшей ПЛ, на последней три отсека-убежища выгорожены прочными сферическими переборками, испытанными на 20 кгс/см2 со стороны вогнутости и на 7 кгс/см2 со стороны выпуклости. Торпедные аппараты оборудованы специальной системой, обеспечивающей выход команды в снаряжении ИСП с глубин до 120 метров, способом шлюзования аппаратов и способом затопления отсека с глубины до 100 метров. Центральный пост и прочная рубка, выполненная как шлюзовая камера, обеспечивают выход команды в снаряжении ИСП с глубин до 100 метров. На лодке обеспечена возможность спасения команды из кормовой части лодки с помощью специального колокола с глубин до 200 метров, что является новым по сравнению с предыдущими проектами. Система топлива и замещения состоит из топливных цистерн полезной емкостью 144,03 м3 и топливно-балластных цистерн полезной емкостью 155,12 м3. Согласно проекту расчетные безопасные радиусы корпусных конструкций ПЛ при взрывах атомной бомбы среднего калибра: при подводном взрыве для прочного корпуса – 1 600 м, для цистерны главного балласта -1 100 – 1 600 м; при воздушном взрыве для цистерны главного балласта – 1 390 – 1 850 м, для надстройки – 1 900 м. В прочном корпусе расположены 8 торпедных аппаратов калибра 533 мм.

Шесть носовых торпедных аппаратов расположены двумя вертикальными рядами параллельно диаметральной плоскости ПЛ, а два кормовых – симметрично относительно диаметральной плоскости, с том растворения между осями труб 3°. Погрузка торпед и мин в ПЛ осуществляется при помощи торпедно-минно-погрузочного устройства, обеспечивающего погрузку полного комплекта (14 торпед) за 10 часов, без учета времени подготовки лодки к приему боезапаса. Время погрузки полного комплекта мин (28-16 мин в аппраты и 12 в стеллажи) равно 9 часам. На ПЛ пр.633 установлена серийная система ПУТС Ленинград-633. Вырабатываемые системой ПУТС Ленинград-633 данные торпедной стрельбы (движение торпед по направлению и характер зигзага) автоматически и непрерывно передаются в торпедные отсеки и устанавливаются в торпеды, находящиеся в трубах аппаратов, приводами управления гироскопическими приборами (УПМ-Э). Установка глубины хода на гиростатах торпед производится приводом ПУГ вручную из отсека. Дальности работы ПУТС до 100 каб (18,5 км). Гребные винты с обтекателями вращаются в насадках. Винты шестилопастные, малошумные, переменного шага, диаметром 1,6 метра. Проектом была предусмотрена возможность установки четырехлопастных гребных винтов. Такие винты были установлены на второй ПЛ пр.633 – С-351 и показали неудовлетворительные результаты. Экипаж лодки по штату – 52 человека, в тем числе 9 офицеров. Всего на корабле 55 спальных мест. Средняя свободная площадь на одного человека в жилых отсеках – 0,8 м2, объем – 9 м3.

Строительство и испытания Головная ПЛ С-350 (зав. N 331) была заложена на стапеле N 3 завода “Красное Сормово” 22.10.1957 г., спущена на воду 30.05.1958 г. Заводские ходовые испытания лодка прошла с 22.10 по 20.12.1958 г. Государственные испытания С-350 проведены с 21.12.1958 г. по 31.08.1958 г. на Черном море, а затем продолжены на Северном флоте. Входе испытаний проведен прием топлива с танкера Сейма на ПЛ С-350 на ходу при скорости танкера 6 узлов, волнении моря 2-3 балла. Всего было принято 75,2 т топлива за 1 час 40 мин. Расчетное время приема топлива во все топливно-балластные цистерны (252 т) – 6 часов 05 минут. В ходе испытаний было выстрелено 18 торпед типа 53-56, ЭТ-56, ЭТ-46 и 53-39МП. Все стрельбы прошли безотказно. Время перезарядки шести торпедных аппаратов торпедами ЭТ-46 – 40 минут, торпедами других образцов – 70 минут, вместо 20 минут по проекту. В ходе испытаний была осуществлена двухсторонняя связь С-350 с узлами связи КБФ (830 миль), ККФ (720 миль) и СФ (1750 миль). Результаты связи хорошие. Кроме того, проверена связь на шестиметровую штыревую антенну с узлом связи ТОФ (Владивосток), результаты хорошие. Ход ПЛ в режиме РДП: минимальный 5 узлов под одним дизелем, 10 узлов под двумя дизелями. Недостатком РДП является прием забортной воды (до 400 л) при ходе 8-10 узлов при волнении моря в 4 балла. Результаты испытаний радиолокационных и гидроакустических станций. РЛС Флаг по эсминцу 56 проекта: в подводном положении ПЛ – 120 каб (22,2 км). Поисковая станция Накат по эсминцу пр.30-бис (С-350 под перископом);при работе станции Риф – 150 каб (27,8 км); при работе станции Залп – 220 каб (40,7 км); то же по самолету с РЛС (С-350 в надводном положении) 252-300 каб (46,6-55,5 км);

Гидроакустическая станция Арктика-М: а) по крейсеру пр.68, идущему со скоростью 20 узлов, при маневрировании ПЛ на глубине 50 м со скоростью 12,5 узлов: дальность шумопеленгования в режиме автоматического сопровождения – 125 каб (23,15 км), дальность эхопеленгования (измерения диапазона) – 41 каб (7,6 км); б) по эсминцу пр.56, идущему со скоростью 20 узлов, при маневрировании ПЛ на глубине 80 м со скоростью 5,5 узла: дальность шумо-пеленгования – 100 каб (18,5 км), дальность эхопеленгования – 29 каб (5,4 км). На испытаниях выявлена неэффективность гидрологической станции кругового обзора Тулома. На ее экране практически невозможно отличить пеленгуемую цель от ложных целей (засветок), создаваемых гидродинамическими и шумовыми помехами. Решением замглавкома ВМФ от 15 ноября 1958 года станция Тулома на вооружение не принята, а дальнейшая ее разработка прекращена. Всего в 1959-1962 годах на заводе “Красное Сормово” было построено 22 ПЛ пр.633: С-4, С-6, С-7, С-9, С-11, С-28, С-34, С-36, С-37, С-38, С-41, С-49, С-53, С-57, С-101, С-128, С-212, С-323, С-350, С-351, С-352 и С-354. По советской документации лодки 633 проекта строились в Китае и Северной Корее. Шесть ПЛ пр.633 поставлено в Египет 1966-1968 годах. Две ПЛ – в Болгарию в 1984 и 1986 годах. Две ПЛ – в Алжир в январе 1982 года (С-7) и феврале 1983 года (С-28). Две ПЛ – в Сирию в 1985 и 1986 годах. Подводная лодка С-350 погибла при взрыве 11 января 1962 года. С-37 в 1967 году переоборудована по пр.6ЗЗЛ (для исследования обтекаемости корпуса и испытания новых гидроакустических станций). Черноморские ПЛ С-11 и С-49 переоборудованы в опытовые ПЛ пр.6ЗЗРВ. В носовой части лодки получили надстройку с двумя 650-мм торпедными аппаратами для испытания новых торпед. (А.Б. Широкорад, “Советские подводные лодки послевоенной постройки”)

C-350 1959/1962

Погибла при взрыве вместе с B-37. C-351 1959/1994

Передана Египту C-352 1959/1994

Передана Египту C-354 1959/1994

Передана Египту C-4 1961/1985
C-6 1962/1994
C-7 1961/1982

Передана Алжиру C-9 1961/1993
C-11 1961/1994

Переоборудована по проекту 6ЗЗРВ. В носовой части лодка получила надстройку с двумя 650-мм торпедными аппаратами для испытания новых торпед. C-28 1961/1983

Передана Алжиру C-34 1959/1994

Передана Египту C-36 1960/1985
C-37 1960/1994
C-38 1960/1983
C-41 1962/1994
C-49 1960/1994

Переоборудована по проекту 6ЗЗРВ. В носовой части лодка получила надстройку с двумя 650-мм торпедными аппаратами для испытания новых торпед. C-53 1961/1994
C-57 1960/1994

Передана Египту C-101 1960/1994

Передана Египту C-128 1960/1994
C-212 1960/1994
C-323 1962/1994

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий